Анализ песни Владимира Высоцкого «Случай в ресторане».

Главная идея песни Высоцкого «Случай в ресторане» заключается в том, что чувства не всегда хороший советчик в делах. Параллели с романом «Евгений Онегин» и событиями истории России XIV века.

На первый окрик: «Кто идет?» он стал шутить,
На выстрел в воздух закричал: «Кончай дурить!»
Я чуть замешкался и, не вступая в спор,
Чинарик выплюнул — и выстрелил в упор.

Владимир Высоцкий. «Рядовой Борисов»

Песня Владимира Высоцкого «Случай в ресторане» часто исполнялась им на концертах как «песня о войне, хотя действие происходит в наше время». Между пришедшим в ресторан молодым человеком и капитаном, к которому тот подсаживается за столик происходит драматический разговор. В результате, главный герой, от имени которого идёт повествование, обижает капитана заявив ему, что тот никогда не станет майором. В некоторых вариантах он «оскорбляет капитана». По какой причине рассказчик обижает капитана и почему тот никогда не станет майором на первый взгляд не вполне понятно. Обсуждение этого вопроса было, например, на форуме Владимира Высоцкого «В ресторане по стенкам висят тут и там…», однако однозначного решения там найдено не было. К дискуссии присоединился даже известный высоцковед Марк Цыбульский, также не ответивший на вопрос, что же в этой песне имел в виду поэт.

В ресторан заходит некий человек, который садится за свободное место рядом с одиноко сидящим капитаном. Капитану хочется пообщаться и вначале он предлагает молодому человеку закурить папиросы «Казбек». Эти папиросы были слишком «простыми». Вошедший отказывается, поскольку «таких не курит» и это сразу обижает капитана. В среде солдат отказаться от курева может быть оскорбительно. Потом капитан заставляет вошедшего выпить водки из горла. Не каждый будет так просто пить с первым встречным, да ещё из горла. Вошедший хоть и не сразу всё же соглашается, и пьёт с капитаном водку без посуды. Капитан хочет вести себя «запанибратски» фамильярно и просто, вошедший совсем этому не рад и навязчивость капитана его достаёт в той же мере, как и капитана достаёт сдержанность молодого человека.

Отказавшись от предложенных папирос «Казбек» и не сразу согласившись выпить с капитаном, вошедший бросает капитану вызов и капитан решает научить главного героя уму разуму. Нужно сразу отметить, что по характеру сам Владимир Высоцкий больше напоминал капитана, чем того с чьих слов ведётся повествование: ни о какой автобиографичности здесь речи быть не может. Две картины, которые упомянуты в первой строфе песни – «Три медведя» и «Заколотый витязь» относятся соответственно к картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», на которой нарисованы четыре медведя и картине Виктора Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», что имеет отношение к теме древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Медведей на картине нарисовал не сам Шишкин, а художник Константин Савицкий, который подсказал ему замысел картины. Солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев, создает очень возвышенную и спокойную и безмятежную атмосферу. Репродукции картины Шишкина широко тиражировались и с конца XIX века воспроизводили на конфетах «Мишка косолапый», отчего она стала широко известна на советском культурном пространстве и воспринималась как элемент «китча». Именно элементами «китча» капитан должен был считать отказ курить «Казбек» и пить водку из горла.

На картине Васнецова вечер после проигранного сражения. Показан исход страшной битвы – рядом лежат и опытный воин, и юноша, пронзенный половецкой стрелой. Тела русичей и половцев лежат рядом. Вокруг валяется окровавленное ненужное бессмысленное оружие, а над мертвыми телами сцепились в драке стервятники. Над полем восходит розовая луна, отражающая кровавый исход битвы. Скоро мёртвое поле накроет ночь. Природа противопоставлена сюжету. На фоне людской смерти, природа полна жизни. Тела покрывают луг из синих полевых цветов. Для молодого человека, вошедшего в ресторан прошедшая война так же далека, как и события древнерусской истории.

На армейских сайтах объясняется, что успешную карьеру офицера можно сделать только с холодным расчётом и запасшись большим терпением. Офицеры в армии – это руководящий состав и стать ими могут только те, кто склонен руководить подчиненными. При этом методы руководства у младшего и старшего начальства сильно отличаются. Капитан в 1943 под Курском был старшиной, то есть «старшим солдатом». Как один из солдат, ему нужно было быть максимально приближенным к своим подчинённым – он и спал с ними и ел с ними, а значит простые товарищеские отношения, когда они и курят вместе, и пьют вместе должно быть позитивным фактором. К молодому человеку, вошедшему в ресторан, он относится как к одному из солдат своего взвода и ожидает, что это произведёт позитивное впечатление.

Младший офицер в армии ещё близок к солдатам, а значит вполне может допускать панибратство. Самый старший младший офицер – это капитан. Следующее звание – это старший офицер майор. Для старших офицеров определяющими качествами служит строгая аналитика и холодный ум. Майоры не пьют с солдатами. Для известной фразы «Будь проще и люди к тебе потянутся» есть шутливая альтернатива «Не нужно ко мне тянуться – я проще не стану».

Почувствовав себя оскорбленным со стороны рассказчика, капитан сильно возбуждается и хочет в ответ оскорбить главного героя. Он называет его «паскудой, прожигающей жизнь», в некоторых вариантах «иудой». Он предлагает дать ему винтовку и послать его в бой, вспоминает про отца, намекая на молодой возраст собеседника. Герой сидит перед капитаном, как «в окопе под Курской дугой», однако при всём при этом, хотя они пили вместе не только не теряет хладнокровия, но и спокойно в конце отвечает капитану, что с таким характером, ему никогда не стать майором. Чувственность и впечатлительность – это к месту позитивные качества, однако в военном деле неприменимые. Капитану нужно заниматься другим родом деятельности.
У многих песен Высоцкого есть прямые или косвенные параллели со стихами Пушкина. Марина Влади так описывала отношение Высоцкого к Пушкину:

Единственные книги, которые ты хранишь и время от времени перечитываешь, — это книги Пушкина. Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть это Пушкин. Единственный музей, в котором ты бываешь, — это музей Пушкина. Единственный памятник, к которому ты носишь цветы, это памятник Пушкину. Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, — это маска Пушкина. Твоя последняя роль — Дон Гуан в «Каменном Госте».

Противостояние капитана с молодым человеком в песне «Случай в ресторане» примерно то же самое, как и между Онегиным и Ленским в «Евгении Онегине»:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Можно так же вспомнить чувственность Татьяны и холодность Онегина. Чувствам Татьяны, Евгений противопоставил холодную рассудительность. Если бы капитан с его чувствами руководил серьёзным сражением в качестве старшего офицера, то ничего хорошего из этого бы не получилось. Однако, если бы молодой человек оказался под Курской дугой в среде солдат, то ему там пришлось бы совсем не сладко и ни каком руководстве типа «старшины» он не смог бы и мечтать.

Теперь вернёмся немного к картинам, которые возникли в первой строфе песни в качестве эпиграфа. «После побоища Игоря Святославовича с половцами» отражает тему древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Традиционно считается, что это литературное произведение было создано в XII веке и описывало реальную битву. Однако, в своей книге «Не сотвори кумира», я предположил, что «Слово» могло быть создано в XIV веке, причём его автором был Сергий Радонежский. Целью создания «Слова» было вдохновить русичей на войну с монголо-татарами и конкретным результатом явилась известная Куликовская битва. «Задонщина» написанная в подражание «Слову о полку Игореве» описывает битву на поле Куликовом.
С прагматической точки зрения Куликовская битва никому не была нужна. За ней последовал набег Тохтамыша, опустошивший русскую землю. Однако считается, что на Куликовском поле родились те, кого называют «русскими». На битву прибыли представители разных княжеств, а уходил единый народ. Битва произошла благодаря возбуждению национальных чувств против монголо-татарского ига. Именно это и сделал пришедший в ресторан молодой человек, хотя не факт, что он очень хотел этого. Ему удалось завести капитана так, что тот обрушил на рассказчика свою буйную энергию, как на окопы под Курской дугой.

Считается, что автор «Слова о полку Игореве» неизвестен и в то же время Сергию Радонежскому посвящена Троице-Сергиева Лавра. Страшная реальность событий XIV века и история создания «Слова» может символизироваться картиной Васнецова. А то, как в наши дни воспринимается русская история того времени символизирует картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Чувства – это тот рычаг, с помощью которого можно крутить Землю, однако тот, кто сильно подвержен эмоциям вряд ли сможет руководить большой армией. Ученый историк и литературовед должны строго и хладнокровно изучать прошлое, не обращая внимание на те чувства и эмоции, которые привычны, понятны, полезны и общеприняты, но не имеют к реальности никакого отношения.

© Serge Shavirin — Page created in 0,100 seconds.