Символика иконы «Умягчение злых сердец».

Картина-икона «Умягчение злых сердец»

Может ли православная икона служить в качестве послания Иного Разума? Как иначе идентифицировать автора произведения, если художник Шилов никогда не предполагал, что же в действительности можно найти на его картине-иконе «Умягчение злых сердец»?

Не ты ли душу оживишь?
Не ты ли ей откроешь тайны?
Не ты ли песни окрылишь,
Что так безумны, так случайны?…

Александр. Блок «Неведомому богу»

Не ты ли душу оживишь?

Человечество не может прожить без чудес и всегда старается найти себе чудо или создать таковое. Я никогда не встречал в своей жизни никаких чудес, но то, о чём сейчас пойдёт речь, может быть названо реальным чудом, правда не совсем обычным и тривиальным. С раннего детства я много думал о том, как в действительности устроен наш мир. Существует ли «душа», «бог», в чём смысл существования людей и вообще цивилизации? Эти и другие вопросы составляют то, что обычно называют философией. Многочисленные идеологические и религиозные системы по-разному отвечают на эти вопросы. Анализируя философию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»[1] я всегда поражался несостоятельностью вознаграждения, которое получают в конце Мастер и его Маргарита. Чего хорошего в том, чтобы провести вечность в маленьком и уютном домике, предварительно обсудив это с богом, дьяволом или ещё кем? Если после смерти каждому дано по вере, то для чего это дано? Разве одна жизнь может объяснить её смысл? Единственное условие, при котором жизнь имеет смысл — если она является лишь одним звеном в длинной цепочке последовательных жизней. При этом развитию подвержено то, что почти не имеет никакого отношения к материальной оболочке, в которой она происходит. Такая идея называется гипотезой о реинкарнации, причём рождение снова не является чем-то удивительным или уникальным, а является основным законом развития в природе. Идея о том, что все люди должны жить много раз является центральной идеей большинства восточных религий и прежде всего индуизма и буддизма.

В то же время, ни одна восточная религия ясно не объясняет, с какой целью нужно жить много раз и что ожидает каждого человека в конце этого странного туннеля. Интересно, что с этой точки зрения, более точным является идея Нового завета, что целью жизни является сбор «несметных сокровищ внутри себя». Действительно, всё материальное рано или поздно превращается в пыль. Современные научные исследования доказали, что приобретённые навыки никаким образом не могут быть переданы через хромосомы от родителей к детям. Хромосомы не содержат никакой информации о жизненном опыте и несметных сокровищах, которые человек накопил за свою жизнь в душе. Это означает, что должен существовать материально-независимый информационный носитель, обладающий свойством положительной обратной связи. В каждой новой жизни человек стартует не совсем с нуля, но может каким-то образом использовать и развивать то, что он сумел собрать за опыт всех предыдущих жизней. При этом, та стратегия жизни, которую выбирает для себя человек, должна определять скорость развития этой материально-независимой компоненты, традиционно называемая «душой». Особенные жизненные трагедии, сложности и драматический опыт одних и жизнь в вишнёвом сиропе других неизбежно должно приводить к тому, что сразу после рождения люди не могут быть равны.

В индуизме я не нашёл конечной цели перерождений, в буддизме есть понятие о «просветлении», но поразительно, что никакой буддизм не содержит идеи о «развитии». Ниниан Смарт[2] в одной из своих книг по обзору мировых религий и философий писал, что если и существует какая-то особенная религия, которая смогла бы как-то объединить и соединить в одном многие философские системы должна была бы называться «Диалектический Буддизм», развитие путём перерождений. Традиционное учение Будды ведёт прочь от реальной жизни и реального мира и это противоречит идее о развитии. Что конкретно означает выход из бесконечного цикла перерождений или «просветление» Буддизм не объясняет или объясняет слишком туманно.

Осенью 2001 года я на небольшой срок вернулся из США, где жил и работал до этого около шести лет. От русского православного колорита я успел немного отвыкнуть, и чтобы вспомнить детство, поехал в Троице-Сергиеву лавру. Рядом с лаврой, километрах в пяти находится старая дача моего деда, давно проданная другим людям, но внешне почти не изменившаяся. Когда я езжу в Троицу, я всегда возвращаюсь в те места, где прошло всё моё детство. Сам я человек вполне светский, не смотря на то, что постоянно думаю об общеидеологических и философских вопросах, насколько себя помню. Однако по совету моей будущей жены, перед тем как мы поженились в 1995 году и уехали в США, где мне была предложена престижная работа в научном проекте «Человеческого генома», я формально принял обряд крещения в русской православной церкви в Храме Преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках недалеко от метро Новослободская, на что у меня есть соответствующая справка.

Когда я проходил мимо передней стены Троице-Сергиевой лавры, я впервые увидел Её. Примечательно, что детальный анализ символики, изображённой на этой иконе, я провёл только через 12 лет, в процессе обсуждения моей гипотезы авторства «Слова о полку Игореве» на интернете. Разговор там зашёл о возможном упоминании в СПИ, древней языческой богини Пятницы, проколотой спицами, или Макоши. Тогда я вспомнил о той самой иконе, которую впервые встретил у стен обители Сергия Радонежского. Я положительно убеждён, что в 1995 году, когда я принимал обряд крещения, этой иконы ещё не существовало, и появилась она, когда я работал в США до 2001 года, потому что если бы она существовала до этого, то не заметить её на витринах церковных лавок, я бы никак не смог.

Сразу оговорюсь, что речь идёт о самой обыкновенной иконе «Богородица. Умягчение злых сердец», которую можно купить почти в любой церковной лавке, это не какой-то антиквариат, но здесь речь пойдёт о вполне конкретном образе, обладающем вполне конкретными особенностями. Именно эта икона была признана особо почитаемой иконой в православной традиции, поскольку, как утверждают многочисленные источники, только эта икона явила чудо мироточения или точнее чудо мироточения явила одна из таких икон — репродукция на листе обыкновенной бумаги, проданная в магазине Софринского завода иконописи.

Этот артефакт обыкновенной иконой, однако, назвать трудно. Более точным определением будет икона, основанная на художественном произведении, поскольку здесь изображена очень живая и реальная женщина с чрезвычайно трагическим, человечным выражением лица (а не лика). Другой интересный пример иконы, основанной на художественном произведении я не так давно увидел в храме Александра Невского в Софрино. Главной, фактически храмовой иконой, там является иконографическая картина, основанная на работах итальянских мастеров по тематике «Святого семейства» и любой человек, например из США, не знающий ничего о православии, однозначно классифицировал бы такую икону, как классический пример католической традиции. Забавно, что католическая культура проникла в храм имени Александра Невского, того самого русского князя, который не сильно чествовал католиков.

Я прекрасно помню, что когда я увидел икону «Умягчение злых сердец» у стен Троице-Сергиевой лавры тогда в 2001 году, у меня буквально мурашки побежали по спине. Виной тому был очень напряжённый и сосредоточенный взгляд женщины, изображённой на этой картине и «знак Антихриста», который располагался снизу и посередине. Реалистичные до театрального драматизма взгляды, на старинных русских иконах не встречаются. Сразу было видно, что такую икону мог нарисовать только современный и очень оригинальный художник. Если не придавать большого значения символике на артефактах, то на на это можно было и не обратить большого внимания, но я человек светский и «крест Святого Петра» у меня ассоциируется совсем не с престолом Римского Папы, а с сатанизмом. Как могло случиться, что «крест Антихриста» оказался на особо почитаемой иконе Богородицы? Помню, я осторожно спросил продавщицу: «А что это такое…? Это можно купить…?» На что она спокойно сказала мне: «Да. Это Пресвятая Богородица, царица небесная». Я тогда купил в Лавре достаточно большую икону УЗСУмягчение злых сердец») и когда возвращался обратно в США, то взял её с собой и повесил в своём доме на видном месте. Это, наверное, самая красивая икона Богородицы, которую я когда-либо видел в своей жизни.

Название «Умягчение злых сердец» и содержание этой картины хорошо коррелирует с отрывком из «Братьев Карамазовых», когда старец Зосима земным поклоном хотел умягчить сердце Мити Карамазова, для которого он увидел большие страдания в будущем.

— Поспеши найти, завтра опять ступай и поспеши, всё оставь и поспеши. Может, еще успеешь что-либо ужасное предупредить. Я вчера великому будущему страданию его поклонился. Он вдруг умолк и как бы задумался. Слова были странные. Отец Иосиф, свидетель вчерашнего земного поклона старца, переглянулся с отцом Паисием. Алеша не вытерпел. — Отец и учитель, — проговорил он в чрезвычайном волнении, — слишком неясны слова ваши… Какое это страдание ожидает его?

— Не любопытствуй. Показалось мне вчера нечто страшное… словно всю судьбу его выразил вчера его взгляд. Был такой у него один взгляд… так что ужаснулся я в сердце моем мгновенно тому, что уготовляет этот человек для себя. Раз или два в жизни видел я у некоторых такое же выражение лица… как бы изображавшее всю судьбу тех людей, и судьба их, увы, сбылась. Послал я тебя к нему, Алексей, ибо думал, что братский лик твой поможет ему. Но всё от господа и все судьбы наши. «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Запомни сие.

Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Если вы никогда не видели этой картины — в её светском варианте — то советую очень внимательно и достаточно долго посмотреть на выражение лица этой женщины. Надеюсь, вы сможете меня понять. Интересно, но меня тогда в США как раз ожидали довольно большие испытания, которые продолжились и после того, как я в следующий раз вернулся в Россию. Всего я купил несколько УЗС — одну где-то в 2004 году и ещё одну — большую в прошлом году в том самом магазине иконного завода в Софрино.

В процессе изучения и обсуждения символики «Слова о полку Игореве», я заинтересовался историей древнеславянского язычества и перечитал множество книжек на эту тему и частности фундаментальный труд Рыбакова «Язычество древних славян». Хочу ещё раз подчеркнуть, что интересуюсь вопросами религии только в информативных целях и не являюсь верующим человеком. Мне было очень интересно, кто такая Параскева Пятница и каким образом она явилась своеобразным мостиком от древней Макоши[3] к современной Семистрельной Богородице. Поскольку, по преданию Пятница изображалась в виде женщины проткнутой спицами, то я немедленно вспомнил УЗС, которая представляет собой женщину, проткнутую мечами. Я захотел узнать поподробнее об истории возникновения этого образа и разобраться более детально — а что же вообще на ней изображено?

Результат был ошеломляющим. Мой анализ субъективен и не претендует на истину в конечной инстанции. Изучение всей символики, которую можно найти на этой картине, может составлять предмет эзотерической игры — «Кто найдёт больше тайных знаков?» на этом артефакте. Также можно создать конкурс на самую смелую интерпретацию этих тайных знаков и их связь с тайным знанием строения Вселенной. Кто и при каких обстоятельствах, возможно, нарисовал эту картину не имеет большого значения, хотя я убеждён, что этот человек, кто бы он ни был — никогда не думал, что его творчество может быть столь информативно — и к этой тайной символике он не имеет никакого отношения.

Если выразить символику на иконе Богородицы «Умягчение злых сердец», одним предложением, то мы получим:

Описание диалектического буддизма на русской иконе Богородицы на языке еврейской Каббалы, карт Таро и прочими тайными знаками.

Подчёркиваю несколько раз — если существует некоторое сообщение, которое претендует на описание устройства нашего мира в самом крупном масштабе и можно доказать, что это сообщение не могло быть создано ни одним из живущих на земле людей, то такое сообщение должно быть признано божественным откровением или проще посланием землянам от какого-то внеземного разума, очень далеко ушедшего в своём развитии, что, в сущности, тождественно концепции божественного откровения. Если это так, разве это не чудо? На УЗС символики несравнимо больше, чем Ден Браун нашёл для книги «Код да-Винчи» на картинах Леонардо да-Винчи всех вместе взятых. Но, начну обо всём по порядку.

История возникновения иконы «Богородица. Умягчение злых сердец»

Предание рассказывает, что первую икону, изображающую женщину, проткнутую стрелами, нашли в Тошенской Иоанно-Богословской церкви в окрестностях Вологды на берегу реки Тошни. Холст был наклеен на доску, по которой ходили в колокольне. Как рассказывает предание, после серии связанных с ней волшебных исцелений — эта икона была канонизирована и вошла в месяцеслов. Утверждалось, что она была очень древней и, наверное, была написана ещё до XV века, хотя точных доказательств этого не существует. Можно предположить, что на самом деле на этой древней иконе была изображена Пятница и то, что эту икону положили под ноги в колокольне, вполне соответствует отношению, которое было в православном мире к пережиткам языческого времени.

Рыбаков и другие исследователи утверждают, что прототипом для Пятницы была языческая богиня Макошь, которая согласно «Повести временных лет» была единственной женской богиней, установленной Владимиром Святым на языческом капище. Интересно, что в этом смысле последовательность видоизменения богини Макошь, которая очень ярко отразилась в русском народном сознании, напоминает русскую матрёшку[4] . Каждый раз, когда мы раскручиваем очередную игрушку, то попадаем в более древний слой народных верований.

В самой глубокой древности, наверное, сразу после возникновения первых Homo Sapiens Sapiens, существовала некая пробогиня Мать-Земля, символом которой был ромб. Это понятно — ромб представляет собой женщину, с утолщением посередине. Ритуальные фигурки и изображения Матери-Земли распространены довольно широко. Следующий уровень развития этого образа были разнообразные национальные богини символизирующие судьбу, удачу, жребий, земное плодородие итд. В греческом пантеоне существовали три Мойры[5] : Клото, прядущая линию жизни, то есть отвечающая за рождение человека, Лахесис, определяющая судьбу жизни или длину нити и Атропос, отвечающая за смерть, перерезающая нить жизни. В скандинавских религиях примерно с аналогичными свойствами связывали Норн. Прямым аналогом греческих мойр в Древней Руси была богиня Макошь, объединяющая в себе свойства всех трёх античных богинь. Интересно, что именно с такими понятиями, как тройное страдание: «рождение», «жизнь», «смерть» связывают христианский фразеологический оборот «нести свой крест». В христианстве этот оборот носит драматический оттенок — человек «несёт свой крест», если у него есть какая-то фатальная проблема, которую он не может избежать и которую вынужден пронести через всю жизнь.

Рыбаков замечает, что значения имени богини Макошь вытекает из индоевропейского слова Ма (мать) и слова Кошь означающего жребий, удачу, судьбу. Слово кошь дошло до нашего времени в составе слова кошелёк — то есть предмета, определяющего степень удачи и жребий отдельного человека. Это — не богиня произрастания, не божество плодородия как такового, а богиня итогов хозяйственного года, мать урожая в его окончательной форме. Таким образом, значение слова Макошь — это фактически Мать-Земля, отвечающая за то, как люди несут свой крест, что включает — рождение, жизнь и смерть. В контексте понятия реинкарнация, связанного, прежде всего с индийским семейством религий, это означает, что обстоятельства рождения, особенности жизни и смерти определяются богиней судьбы Макошь и зависят от судебного вердикта по результатам предыдущей жизни. Такой вердикт в авраамических религиях обычно называется — «Страшный Суд». Рыбаков пишет:

Е. В. Аничков, опираясь на то, что в исповедальных вопросах «Мокyшь» приравнена к знахарке, писал о «гадательном характере» богини, что, как увидим далее, ведет поиск по правильному пути. H. М. Гальковский полагал, что Макошь — нечто вроде русалки, «дух умершего, скорее обитавший в воде, чем на суше»; впрочем, он оговорился, что «после всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым». Русский книжник, уподобляя Макошь Гекате, не совершал ошибки, так как в его собственном тексте Макошь стояла рядом с душами умерших (вилами) и священной собакой.

Итак, две самые глубокие русские матрёшки — это богиня Мать-Земля и богиня Макошь. Следующая матрёшка возникла после распространения на Руси христианского мировоззрения. Такова сущность русского национального характера, что расставание с родными народными традициями всегда происходит очень болезненно и сопровождается прямым или скрытым противостоянием идеологии, вводимой власть имущими. Этот эффект можно наблюдать и сегодня на примере никонианских старообрядцев. К своеобразным старообрядцам можно также сегодня отнести ленинцев. Не только языческие старообрядцы, но и широкие слои населения не скоро смогли забыть Макошь, поэтому для предохранения родной веры и была изобретена Пятница. Рыбаков пишет:

Рассматривая крестьянские верования русского Севера в целом, мы видим, что пряха-Макошь является двойником (или, может быть, тенью) другой полухристианской, полуязыческой богини того же Севера — Параскевы Пятницы. Пятница — тоже пряха, тоже следит за всеми женскими работами. Она требует неукоснительного повиновения и запрещает бабам работать в день, посвященный ей, — в пятницу. За нарушение запрета она может истыкать виновную кудельной спицей или даже превратить её в лягушку. Культ Пятницы, не имеющий ничего общего с христианской легендой о св. Параскеве, представлен очень широко и рельефно.

Следовательно, следующими двумя матрёшками были языческая Пятница и далее св. Параскева-Пятница, иконографическое изображение которой было найдено и канонизировано, как Семистрельная Богородица. Что именно обозначали первые иконы Семистрельной не вполне ясно, но в XVIII веке возникли иконы, в которых стрелы были по неизвестной причине заменены на мечи, и изменилось их общее расположение. На первых иконах с одной стороны было четыре меча, а с другой три. На новых иконах по левую и правую стороны было симметрично расположено по три меча, а один снизу в перевёрнутом виде. Такая икона стала называться «Симеоново пророчество». Так возник нижний меч, который очень напоминает Сатанинский Крест или Крест Антихриста.

После этого, смысловое значение женщины, проткнутой спицами-стрелами-мечами, обрело, наконец, некий конкретный смысл в рамках христианского мировоззрения. Перевёрнутый крест или крест Святого Петра означал те страдания, которые испытал св. Пётр по преданию попросивший, чтобы его распяли вниз головой. Содержание Симеонова пророчества заключалось в том в частности, что сама Богородица должна была испытать множество страданий, связанных с событиями, происходившими с её сыном — поэтому, она и проткнута мечами и по этой причине возник Крест Антихриста. В самом общем смысле всё это можно объединить одним словом «Cтрадание».

Кто и как первым так расположил мечи на этой иконе совершенно непонятно, но не исключено, что этот человек что-то понимал в картах Таро, поскольку такие символы, как шесть мечей, семь мечей и туз мечей имеют в рамках Таро вполне конкретный и обозначенный смысл. Когда я загуглил поиск по этим ключевым словам, я тут же попал на десятки эзотерических сайтов, описывающих значение масти мечей в картах Таро. Но если картина УЗС содержит такую странную эзотерическую символику, то, наверное, на ней может быть ещё что-то очень интересное? Мне посчастливилось отыскать на интернете изображение УЗС полу-светского вида, которое возможно было самым первым. Было видно, что выполнен эскиз на листе бумаги, возможно пастелью, на который были добавлены, возможно, масляной краской… я не очень хорошо в этом разбираюсь… узоры на тунике[6] и мафории[7] женщины. У меня на полке стоит икона УЗС, где ясно видно, что некоторая часть узора мафория осыпалась. На свежей иконе, которую я купил в прошлом году, весь узор — в том же самом виде — выполнен золотым тиснением. Этот рисунок пастелью на бумаге можно назвать следующей матрёшкой этого ряда и самой последней, внешней матрёшкой будет та икона УЗС, которую сегодня можно купить почти в любой православной иконной лавке. Итак, подведя итог, я выпишу список всех матрёшек данного ряда, которых мне удалось идентифицировать.

  1. Богиня Мать-Земля
  2. Богиня Макошь
  3. Языческая Пятница
  4. Христианская св. Параскева Пятница
  5. Богородица «Семистрельная» с ассиметричным расположением стрел
  6. Богородица «Семионово пророчество» с расположением мечей 6+1
  7. Богородица «Умягчение злых сердец» выполненное пастелью на листе бумаги
  8. Богородица «Умягчение злых сердец» выполненное на базе предыдущего изображения, но в более традиционном для православной иконы духе

Повторяю, что икона «Богородица. Умягчение злых сердец», №8 — это особо почитаемая в православии икона, включённая в месяцеслов. В 1999 году в Москве зафиксировано чудо мироточения этой иконы, в связи, с чем было построено несколько церквей в её честь. Одна из таких церквей построена под Москвой в селе Бачурино[8] Ленинского района. Мироточащая чудотворная икона достаточно путешествовала — она посетила не только много российских городов, но также Италию, США, Германию и проч. При этом множество православных сайтов на интернете рассказывают и детали её мироточения, и конкретные примеры исцелений. На сайтах московской патриархии утверждается, что особенно сильное кровоточение от иконы было явлено перед потрясшими весь мир взрывами небоскребов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Говорят также, что она помогает женщинам забеременеть.

Я настолько заинтересовался мироточащей иконой, что решил посетить деревню Бачурино и увидеть всё своими глазами. Кстати, я всегда путаю название этой деревни Батурино или Бачурино — кто знает, может быть эта икона мироточит в честь хорошо известной и самой богатой на сегодня женщины России, жены бывшего мэра Москвы Лужкова, Елены Николаевны Батуриной[9]…? В моём паломничестве к чудотворной иконе меня постигла неудача. На территорию церкви меня не пустили. Охранник очень подозрительно меня спросил: «С какой целью вам нужно видеть чудотворную икону?». После этого я понял, что дальнейший разговор бессмыслен.

Ладони сложенные домиком

Центром всей композиции иконы «Умягчение злых сердец», являются руки женщины, сложенные домиком. Нужно подчеркнуть, что такое расположение рук — это именно домик. Пальцы легко касаются друг друга, а ладони несколько расставлены. Кто знаком с традиционной иконографией может сказать, что икон с таким расположением рук вообще-то не существует. В традиционных христианских иконах, если у Богородицы нет в руках младенца, то она держит руки сложенными крест накрест, что означает покаяние. Больше всего домик напоминает индийское или непальское приветствие намасте[10] , означающее общее приветствие: «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе», говорящее о единстве всего сущего и о том, что человек является частичкой этой божественной сущности. Использование индийской символики сразу настраивает на индийский религиозный стиль с его реинкарнациями и кругом сансары… Однако, в традиционном намасте, ладони плотно соединены между собой. Психолог Д. Наварро в книге «Я вижу, о чём вы думаете» так характеризует жест рук сложенных домиком:

Соединение рук «домиком», возможно, является самой выразительной эмблемой полной уверенности в своей правоте и прочности занимаемой позиции. Жест заключается в соединении кончиков выпрямленных пальцев обеих рук и похож на положение рук при молитве, отличаясь лишь тем, что основания пальцев разводятся в стороны и ладони не соприкасаются. Он называется «домиком», потому что кисти рук образуют подобие островерхой крыши церковного здания. Сложенные «домиком» кисти рук означают, что вы уверены в своем мнении или позиции. Этот жест дает людям ясно понять ваше отношение к обсуждаемому вопросу и предупреждает о том, что вы готовы упорно отстаивать свою точку зрения. Люди с высоким статусом (юристы, судьи, врачи) часто включают соединение пальцев «домиком» в повседневный экспрессивный репертуар, чтобы подчеркнуть уверенность в себе и свое превосходство. Этот жест способен выразить столь высокую степень уверенности и твердости, что людям становится трудно бросить вызов человеку, который использует такой невербальный сигнал.
Домик, Намасте и Покаяние

Значит, руки сложенные домиком, сразу говорят о полной уверенности говорящего в том, что он описывает и объясняет на этой картине. Дом является хорошо известным символом и помимо прочего означает ещё и «храм свой души», поэтому тема развития души является центральной идеей всей композицией и этой идее посвящено всё, включая смысл создания и функционирования мира. Идея о том, что главной задачей и целью жизни человека является развитие души отнюдь не нова и, так или иначе, присутствует во всех основных религиозных конфессиях. Христианство призывает «собирать несметные сокровища в вас самих», каббала призывает «учить свой урок». Пророк Мухаммед, как говорят учёные яхлю, в суннах ничего не говорит о душе, но вряд ли мусульманин откажется от того, что духовное развитие является ключевой идеей ислама…

Однако, «Дом» — это более широкое понятие, чем просто «душа». Дом также может символизировать материальное жилище для духовного, как душа не может быть без тела, так и духовное не может существовать без материального. Духовное развитие мира идёт в гармонии с материальным развитием. Например, высшая энергетика должна стать доступной для людей только на таком уровне нравственного развития, когда общество будет способно её контролировать. Оказывается, каждый элемент одежды, украшения, все мелкие детали аретфакта несут вполне определённый смысл. Попытаемся разгадать этот смысл.

Каббалистическая символика УЗС

В мире эзотерики, наиболее продвинутой трактовкой значения цифр является Каббала, которая в частности делает соответствие между цифрами и буквами древнееврейского алфавита, считающегося в каббале «священным». См. напр. книгу Давида Паланта «Тайны еврейского алфавита».

Символизм на манжетах

Если читать цифры в сторону к ладоням, к дому — то слева можно прочитать: 6 — 4 — 7, а справа: 7 — 5 — 6. Предположим, что цифровые значения бусинок на манжетах нужно понимать именно в контексте каббалы. Оказывается, что это совсем не лишено смысла и при использовании каббалистической интерпретации, получаются вполне интересные и разумные идеи.

Каббалистическая символика на манжетах.

Число 6 в каббале соответствует еврейской букве Вав, которая означает совершенство мира на уровне материи или просто материальный мир. Эта буква противопоставляется следующей букве с числом 7 Заин, которая символизирует духовный аспект материальной реальности или просто духовный мир. Противопоставление материальных и духовных ценностей в нашем мире всегда было ключевой точкой многих конфликтов и как следствие развития как материального, так и духовного мира. В Ветхом Завете число 6 — число дней творения противопоставляется седьмому дню, когда бог отдыхал. В еврейской традиции 6 дней трудовой недели всегда противопоставляется 7-ому дню субботе, который должен быть посвящён всецело духовному развитию, и в который работать у евреев строго запрещается. Один из законов Древнего Израиля также гласил, что раб не может быть рабом больше 6-и лет и на седьмой год должен быть освобождён. Внешне буква Заин, число 7, напоминает меч и в переводе с еврейского означает оружие.

На манжетах женщины числа 6 и 7 противопоставляются через число 4 с одной стороны и число 5 с другой. Число 4, которое соответствует букве Далет внешне напоминает открытую дверь и в переводе с еврейского также означает дверь. Согласно некоторым объяснениям каббалистов, число 4 указывает на четыре стороны света что имеет отношение к общей геометрии пространства, четыре стороны света, распространение в длину и ширину. Таким образом, подводя итог можно сказать, что сообщение на левой манжете можно прочитать таким образом:

Материальный мир, представленный в виде геометрической модели — это своеобразная «Дверь» через которую духовный мир способен себя совершенствовать. «Душа» использует материальную модель мира как меч или главное оружие для того, чтобы себя «заточить» — обучить.

На правой манжете тоже встречаются числа 6 и 7, но в обратном порядке. Между ними теперь расположено число 5. В каббалистической традиции число 5 соответствует еврейской букве Гей. Буква Гей является символом творения Вселенной. Геометрически она представляет собой букву Далет, внутри которой расположена буква Йод, цифра 10. Йод похожа на точку или на каплю чернил, падающую с пера. Считается, что с этой точки происходит переход от небытия к бытию — например рождение нового человека. Акт творения новой жизни, материализация реальности, берущая начало из божественного источника. Цифровые значения букв после Йод идут через десять, что показывает переход на более высокую ступень организации природы. Эта новая ступень организации природы, возможно, связана с тем, что в предположении гипотезы о реинкарнации жизнь отдельного человека становится почти бесконечной и разделённой буквой Йод — то есть очередного акта творения и переходе от небытия к следующему бытию. Само по себе соседство буквы, символизирующей геометрическую модель мира и рождение нового говорит о том, что мы имеем в виду результат этого рождения. Подводя итог, можно таким образом сформулировать сообщение, которое написано на правой манжете:

Духовное развитие определяет развитие и состояние мира материального. Уровень развития души определяет уровень развития материи

Символизм на бусах. «Нести свой крест»

Обыкновенно, на бусах вешают некий символ, который определяет общую идеологию человека, его главный символ. Христиане могут повесить на бусы крест, евреи звезду Давида, сатанисты пятиконечную звезду и проч. Нужно полагать, что символизм бус на УЗС тоже должен иметь какой-то особый смысл. Посмотрим, что там можно найти.

Символика на бусах. «Нести свой крест».

— Верхний ряд —

Если просто посчитать общее число бусинок в верхнем ряду, то получится число 13. В каббалистической традиции число 13 соответствует букве Мэм. Интересно, что в англоязычных странах Мэм — это традиционное обращение к женщине, старшей по званию, аналог мужского обращения Сэр. Так обращаются слуги к своей госпоже или женщины военнослужащие в армии к своей начальнице. Ну… на картине нарисована женщина — какие проблемы? Само по себе число 13 замечательно своим тёмным сакральным смыслом. Во многих системах, его ещё называют чёртова дюжина. По отношению к своим 12-и ученикам Иисус был как раз 13-м по счёту. В Европе в некоторых зданиях этажи нумеруются таким образом, что 13-й этаж отсутствует. После 12-ого может идти сразу 14-й или, например, там могут существовать этажи 12А и 12Б или же 13-й этаж может называться как «12+1». В США никогда не было истребителя F-13. 13-е место часто отсутствует в самолётах. Существует суеверие, возможно ассоциированное с тайной вечерей, что если за одним столом соберутся 13 человек, то один из них умрёт в течение года. Во время Первой мировой войны в русской армии вместо «13-й» армии была создана «Особая армия». Однако числовое значение буквы Мэм в еврейской, каббалистической традиции иное — это число 40, которое также является замечательным. Буква Мэм в каббале считается воплощением зрелости, физической и духовной самостоятельности. По этому поводу вспоминается фраза из кинофильма «Москва слезам не верит» — «В сорок лет жизнь только начинается». В 13 лет еврейские мальчики проходят обряд бат-мицва.

— Средний ряд —

Средний ряд бус на картине представлен в виде трёх ромбиков по четыре бусины. Вместе они составляют число 12, которое соответствует букве Ламед. Буквы, составляющие ее название, образуют на еврейском языке слова учись и обучай. Таким образом, буква Ламед воплощает в себе идею учебы. Примечательна форма буквы Ламед. Она похожа на пастуший рожок, которым в старину пастухи созывали своё стадо. Так символизируется учение, с помощью которого можно собрать всех людей вместе. Ещё буква напоминает фигуру человека, устремлённого ввысь, что символизирует духовный поиск и желание возвыситься над повседневностью, взлететь над суетой.

Тора заканчивается буквой Ламед, что может говорить о том, что настоящее учение с завершением Торы только начинается. Ламед — самая большая буква в еврейском алфавите, что говорит о её особой значимости. В самом общем смысле буква Ламед может означать общее развитие в процессе обучения жизнью, связанного с проблемами и сложностями реального мира, лишь преодолев которые человек может по-настоящему освоить материал и достичь идеала. Само по себе число 12 имеет много примечательных исторических смыслов.

Однако, средний ряд — это не просто 12 бусин, а три ромба по четыре бусины. Число 4 соответствует в каббале букве Далет и означает Дверь. Таким образом обучение происходит через три двери, то есть состоит из трёх составляющих.

— Нижний ряд —

В нижнем ряду просто уложены 10 бусин, что соответствует еврейской букве Йод, связанной, как я уже писал выше, с рождением нового. Христианский фразеологический оборот нести свой крест означает тройное страдание — рождение, жизнь и смерть. В древности на Руси богиней судьбы была Макошь, которая и определяла, какую именно судьбу должен получить человек в следующей жизни по результатам вердикта «Страшного Суда». Предположительно на рассматриваемой картине УЗС как раз и изображена древнерусская богиня Макошь. Таким образом, можно сформулировать общую идею символики бус таким образом.

С рождения человека, центральной идеей является обучение, которое является своеобразной дверью к достижению совершенства.

Если присмотреться, то центральный ромб среднего ряда, состоящий из четырёх бусинок, делит верхний ряд бусинок на две части: 6 + 7. Это в точности повторяет сообщение на левой манжете: 6 — 4 — 7 о том, что материальный мир есть дверь для души существующая с целью духовного развития. Но, еврейская буква 5 состоит из двух букв Гимел (4) и Йод (10) составленных вместе. С учётом нижнего ряда, состоящего из 10-и бусинок, мы может дополнить средний ромб и получить число 5, а, следовательно, букву Гей. Таким образом, можно найти также и повторение сообщения правой манжеты о том, что развитие материального мира зависит от уровня духовного развития. Фактически, механизмы развития связанные и единством и борьбой материального и духовного является тождественным концепции диалектики. Именно этот механизм и определяет главный принцип обучения страданием. Духовное, в борьбе с материальным, имеет возможность развиваться и в результате этого развития духовное может развивать материю вокруг себя.

Если посмотреть на бусы в целом, то мы видим последовательность трёх цифр снизу вверх: 10 — 12 — 13. После рождения происходит обучение, целью которого является духовная самостоятельность. Очевидно, понятие самостоятельность подразумевает, что обучение уже не требуется и, достигший духовной самостоятельности способен уже обучать других. Теперь, подводя итог, можно сформулировать сообщение, которое можно прочитать на бусах женщины. Это также может символизировать главное предназначение всех жизней — окончательный выход из круга сансары через просветление.

Человек несёт свой крест через рождение, жизнь и смерть и главной целью жизни является достижение совершенства посредством обучения жизненному опыту. Обучение происходит вследствие диалектического развития духа в материальном мире, и развитие духа приводит к развитию материального мира вокруг себя.

Или другими словами:

От появления человека в мире — его главной задачей, в процессе цепи перерождений, является достижение совершенства, «просветления», то есть выхода из круга реинкарнаций и превращение в нового бога.

В сущности, это говорит о том, что бусы на картине УЗС — это обобщённое понятие креста в том смысле, в котором употребляется фразеологический оборот нести свой крест и цифровые значение бусинок, а также их взаимное расположение детально поясняют основную идею.

Символика нимба и мафория

На картине УЗС нимб вокруг головы женщины не совсем обычен и напоминает скорее колесо сансары, чем обыкновенный нимб. Это связано с чёткой дискетной детализацией его элементов. Колесо сансары является основным символом в буддизме, означающим колесо бытия состоящего из бесконечного числа перерождений или реинкарнаций. На картине УЗС можно видеть, что нимб состоит из множества небольших могилок в традиционном христианском духе, на каждой из которых находится крест. Это может говорить о последовательности разных жизней как часть единого процесса развития каждого отдельного человека. Между отдельными могилками расположены два листика, которые очевидно обозначают число 2.

В каббалистическом представлении число 2 соответствует еврейской букве Бет, символизирующая множественность и разнообразие божественного проявления. Каждый человек, являясь единым и неделимым в последовательности различных воплощений, может проявить себя совершенно в разных видах. Поскольку каждый человек может проявить себя в самых разных ситуациях, временах и судьбах, то это позволяет синтез результатов отдельных его жизней в качественно новое состояние. Положительная обратная связь между различными воплощениями человека как раз и является главным механизмом, посредством которого в принципе возможно развитие. Как известно, приобретённые навыки не могут передаваться от родителей к детям, но несметные сокровища собранные в своей душе передать дальше вполне возможно.

Символика нимба. Круг сансары.

Если посчитать число могилок на нимбе женщины, то получится 32, но некоторые могилки скрыты за головой женщины и если посчитать, сколько в действительности могилок на нимбе то получится самое зловещее число — 37. Владимир Высоцкий в своей песне «О фатальных датах и цифрах» так отмечает число 37:

С меня на цифре 37 в момент слетает хмель
Вот и сейчас как холодом подуло
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лёг виском на дуло

Задержимся на цифре 37. Коварен бог,
Вопрос ребром подставил или-или
Легли на этом рубеже и Байрон и Рембо
А нынешние как-то проскочили [11]

С числом 37 связана серия репрессий Сталинского режима против своего народа, которое привело к страшным последствиям. Анализ репрессий 1937 года, как и других репрессий коммунистической России, был последовательно проведён Александром Солженицыным в книге «Архипелаг ГУЛАГ» . В моей жизни число 37 также успело отметиться. Когда мне было 37 лет, произошёл конфликт с моей женой, который привёл к полному уничтожению моей жизни в США и послужил исходной точкой для пересмотра всего моего мировоззрения, а также стимулом для размышлений о принципах устройства нашего мира.

Верхняя кромка мафория. «Символ Учения».

Верхняя кромка мафория женщины, изображённой на УЗС, содержит 12 ромбиков, но два ромбика скрыты за складками мафория. Число 12 в каббалистической традиции представлено числом Ламед, символизирующей обучение, считается, что она «возвышается над всеми буквами в центре еврейского алфавита» и на картине УЗС оказывается, что эта буква фактически на лбу у женщины. Лоб вообще всегда был символом ума, а, следовательно, определение такой важной концепции как обучение на самый лоб является вполне разумно. Но, всё же реальная звезда, которая горит на лбу у женщины — это число 14, которое соответствует еврейской букве Нун. В каббалистической традиции эта буква означает завершённость материальной составляющей нашего мира, переход от абстрактного мира интеллекта к конкретному практическому действию, по начертанию она символизирует переход из духовного мира в мир материальный. В каббале эта буква ещё называется Матерью детей. На арамейском языке Нун означает рыба, в иудейской символике рыба — символ плодовитости, а также символ Иисуса и раннего христианства. С другой стороны, на древнееврейском Нун означает наследник трона. Числовое значение буквы Нун — 50 означает завершённость, а английское слово noon переводится, как расцвет, зенит, полдень. Иудеи традиционно считают, что Моисей смог пройти только 49 «Врат понимания», а все 50 сможет пройти только ожидаемый ими «Мошиах». В буддизме существует аналогичный термин просветлённый. Будда — термин, означающий в религиях целостное и полное осознание природы реальности. Согласно учению Будды — просветление означает пробуждение от сна неведения, осознание единственного пути, который ведёт к освобождению от страданий. Действительно, на картине УЗС в самом нижнем ряду символов даётся описание как именно человек может выйти из бесконечного круга перерождений а, следовательно, полностью освободиться от страданий. Этой теме посвящена вся картина УЗСзвезда, которая горит на лбу у женщины есть символ просветления и достижения высшего уровня развития.

Свет в конце тоннеля.

Символика нижнего ряда картины показывает общую динамику главного механизма развития Вселенной — от рождения нового человека, до превращения этого человека в новую Вселенную. И правый и левый рукава женщины обозначены числом 8. На левом рукаве женщины нарисовано 8 ромбиков и последний восьмой ромбик как бы перетекает на левый манжет женщины. Число 8 появляется также и на правом рукаве женщины. В каббалистической традиции число 8 соответствует еврейской букве Хэт, которая символизирует реальность чуда, противоречащую естественному ходу событий. В последовательности букв: 6 — 7 — 8 если число 6 и буква Вав представляют материальную реальность, а число 7 и буква Заин — духовную реальность, то число 8 и буква Хэт представляют сверхъестественную реальность, чудо. В еврейской традиции реальность чуда получило название мир свободы. Эта буква также обозначает естественное завершение жизненного пути. Можно предположить, что появление такого символа слева говорит о рождении нового человека, а появление его справа означает окончательное освобождение от страданий путём полного выхода из круга перерождений или круга сансары в качественно новое состояние. В буддизме это называется просветлением, но на данной картине имеется в виду событие, принципиально отличающееся от той концепции просветления, которое присутствует в буддизме.

Нижний ряд символов. «Путь».

Число 8 нарисованное на левом рукаве женщины заканчивается ромбиком, который представляет собой дверь материального мира сквозь которую духовный мир может себя проявить. Всё вместе — это может говорить о том, что здесь описывается чудесное, то есть противоречащее естественному ходу вещей рождение новой духовной структуры, для которой материальной мир является своеобразной дверью. Действительно, на манжете нарисовано только 7 ромбиков, Заин — которые обозначают духовный мир, но реальным чудом является появление последнего 8-ого ромбика, который рассказывает о взаимосвязи материального и духовного начала. Также нужно заметить, что форма кромки левого рукава, на которой нарисовано 7 ромбиков представляет собой еврейскую букву именно седьмую еврейскую букву — Заин. Эта буква также напоминает английскую букву «I», которая означает «Я». Это говорит о том, что «Я» есть именно духовная часть человека, и только духовная часть человека определяет его как независимую единицу.

Та часть правого рукава женщины, на котором тоже нарисовано 8 ромбиков также имеет форму буквы Заин или английской буквы «I». Значит, здесь также речь идёт о чуде, имеющем отношение к духовной составляющей человека. Вместе с горизонтальной частью рукава, на которой изображено 6 ромбиков мы получаем очень ясно вырисованную еврейскую букву Куф или Коф. В каббале эта буква представляет собой переход к новому измерению. Числа от одного до десяти, отражают первое измерение. Десятая буква Йод является переходной и после неё буквы нумеруются через 10. В каббалистической традиции, как я уже отмечал выше, буква Йод означает переход из небытия к бытию и в контексте реинкарнации — сам процесс рождения и смерти. Буква Куф, девятнадцатая по счёту символизирует просветление и окончательный выход из круга сансары. Название буквы Куф на иврите — обезьяна — очень глубоко и символично. Обезьяна — символ подражания и копирования, а следовательно сама буква Куф означает событие когда человек копирует бога или просто переходит в него. Книга Бытия говорит о том, что человек создан по образу и подобию бога, откуда следует, что бог создаётся по образу и подобию человека и за основу создания нового бога берётся именно вполне конкретный человек. Буква Куф составлена из двух букв — Каф и Вав. Одиннадцатая буква Каф означает динамику творения и значение этого слова на иврите — Лопата или Ладонь. Именно с помощью этой части тела человек воплощает большинство своих созданий. Ладони женщины, сложенные в виде домика символизируют Храм души или главную цель существования мира. Вторая буква — Вав означает материальную реальность и взятые вместе они обозначают творение новой материальной реальности в качественно новом измерении — то есть создание новой Вселенной. Причём основой для создания новой Вселенной является конкретный человек, который выходит при этом из бесконечного круга перерождений, что и имеет прямой аналог в буддизме, как просветление.

Нужно также обратить внимание, что с горизонтальной части рукава, на которой нарисовано шесть ромбиков, означающих материальную реальность, свисают очень много висюлек, каждая из которых имеет форму еврейской буквы Заин или английской буквы I. Наверняка в еврейской традиции, а ведь на женщине надеты туника, мафорий и чепец — традиционная еврейская одежда, эти висюльки имеют какое-то особое название и имеют какой-то особый смысл. Я так полагаю, что они должны символизировать единство еврейского народа, где каждый еврей является неделимой частью своего народа. В данном контексте мы имеем рождение новой Вселенной, в которой каждый человек является неотъемлемой её частью и каждая висюлька означает отдельное живое существо, не обязательно человека — все висюльки разные и разного размера.

Общее число ромбиков на правом рукаве — 14 в точности рано количеству ромбиков на верхней кромке мафория над головой и как я уже подчёркивал это число, соответствующее букве «Нун» означает завершённость, зенит или просветление. Это повторяет значение буквы «Куф». Речь идёт о качественном переходе от отдельного человека, который определяется духовной сущностью, на принципиально новый уровень — новую Вселенную и нового «бога».

Буква Куф на правой кромке мафория богородицы.

Сам факт наличия света в конце тоннеля достаточно оптимистичем и такой исход полного цикла жизни отдельного человека вполне достоин того, чтобы называться целью всех жизней, тем не менее — между изначальным появлением независимого «Я» слева до окончательного просветления слева существует достаточно тёмная и мрачная средняя зона. Геометрически, эта область расположена в самой нижней центральной части картины непосредственно под ладонями женщины. Эта область напоминает чёрный грот загробного мира и в сущности в каком-то смысле это наверное можно считать загробным миром. В самом центре этого мрачного грота расположен символ, хорошо известный, как крест святого Петра, крест Антихриста или символ сатанизма. Христиане, выступающие против католицизма, называют Римского Папу посланником сатаны или Антихристом, указывая на то, что на его троне как раз и изображён «знак Сатаны». Кромка мафория, которая перетекает с левой руки на правую руку, состоит из очень большого числа маленьких точечек. Я не смог сосчитать их число. По моему мнению, такая картина может говорить о том, что прежде чем человек сможет достичь просветления — он должен прожить очень много жизней, которые полны лишений и страданий. Каждый раз после смерти и перед очередным рождением человек оказывается в тёмном и мрачном гроте вечного покоя. Реально знак Антихриста представлен в виде меча. Как известно, в картах Таро меч, как и в обычных картах туз пик, имеет драматическое значение — триумф силы с оттенком катастрофических последствий. В обыкновенных картах мечу Таро соответствует туз пик, который означает примерно то же самое, по простому — Смерть. То есть всё говорит о том, что мы имеем дело именно с загробным миром, который представлен в виде тёмного и мрачного грота.

Символика карт Таро. Мечи.

В крупном масштабе — женщина на УЗС представлена на фоне семи мечей, которые как бы пронзают её сердце. Традиционно символика иконы «Симеоново пророчество» объясняется, как ссылка на страдания, которые ожидают в будущем и вообще концепция страдания является центральной идеей картины. Как уже было показано — действительно именно страдание является движущим механизмом любого развития и источником страдания является единство и борьба противоположностей — материального и духовного, добра и зла. На УЗС мечи расположены геометрически 6 сверху, а один снизу, причём верхние мечи ещё и разделены пополам на 3 + 3. 6 мечей в картах Таро означает в прямом варианте «Путь, дорога, путешествие… жизненный путь», а в обратном «Исповедь, обнародование, Открытие истины». Взятые вместе это означает следующую фразу «Открытие истины жизненного пути». Ну собственно это вполне логичное название для всей композиции. Шесть мечей на УЗС разбиты по три. Тройка мечей Таро — это несчастливая карта, говорящая о глубоком горе. Шесть мечей или истина жизненного пути оказывается расколотой Перевёрнутым мечом Таро или смертью на два глубоких горя. Речь здесь идёт о тех страданиях, которые причиняет человеку рождение, жизнь и смерть. Но если рассмотреть все сем мечей вместе, как единое целое, то оказывается, что не всё так плохо.

Крест Антихриста или крест святого Петра.

Значение карты Таро «7 мечей» в прямом виде означает «Избегая конфронтации, внимательно и усердно работая, умно и искусно используя свои таланты можно преодолеть неизвестного, очень опасного противника». Перевёрнутые «7 мечей» означают «совет инструкция, добрые указания». Если взять всё вместе с учётом значения перевёрнутого меча, то получается «Добрые указания или инструкция, как избежать Смерти». Таким образом, мечи на картине — это её заглавие или аннотация. На картине открываются

Истины жизненного пути, которые являются добрыми указаниями, как выйти из бесконечного круга перерождений и смертей, то есть, как получить бессмертие.
Мечи. Масть Таро или Менора.

УЗС и четыре благородные истины.

Здесь можно найти ассоциативную связь с четырьмя благородными истинами Будды или пути к просветлению.

  • Первая благородная истина — о страдании. Три меча + три меча, рассечённые перевёрнутым мечом всё вместе констатирует о наличии страдания в мире
  • Вторая благородная истина — о причинах страдания. Страдание является главным механизмом диалектического развития и главным, необходимым составляющим мира. Без страдания нет развития и без страдания нет обучения и конечного просветления.
  • Третья благородная истина — вместе с жизнью все страдания прекращаются, и между жизнями никакого страдания нет. Осуществление вердикта «Страшного суда» по результатам жизни человека возможно только в следующей жизни, когда страдание возвращается снова.
  • Четвёртая благородная истина — Это главная истина о существовании Пути, который ведёт к прекращению страданий. Этот путь обозначает последовательное диалектическое развитие «Я» до такого состояния, когда в результате качественного перехода на принципиально новый уровень, каждое «Я» превращается в нового бога.

УЗС и символический смысл Миноры.

Общее расположение мечей напоминает минору, где роль центральной свечи играет нижний перевёрнутый меч. Этот символ является хорошо известным и символизирует некую мудрость знания, что хорошо совпадает с теми определениями, которые дают «шесть и семь мечей». С минорой также связывают понятие о «принятии страданий», как смысла жизни. Каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век) писал:

Единственный способ стать подобным миноре из чистого золота — принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: «…будет выкована из цельного слитка чистого золота» — посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою «удары судьбы», испытания.

УЗС и «гадание на суженого».

В верхней части картины на неё нанесены три небольших значка. На оригинальной картине пастелью это были три Иерусалимских креста. Когда картинка превратилась в икону, эти кресты были заменены на звездочки, на которых если хорошо присмотреться, можно различить 4 пики. Треугольник с вершиной вверх обычно символизирует материальный мир, что в данном случае хорошо коррелирует с верхними мечами и кругом сансары. Если рассмотреть перекрестье нижнего перевёрнутого меча, как четвёртую точку, то мы получим второй треугольник, вершиной обращённый вниз. Такой треугольник обычно означает мир духовный, что также хорошо коррелирует с мрачным гротом Небесного царства. два таких треугольника, наложенные друг на друга составляют известную «звезду Давида». В исламских и еврейских средневековых текстах, а также в христианской средневековой Европе символ и двух наложенных друг на друга треугольников возникает на печати царя Соломона. С печатью царя Соломона связано множество мистических историй, включая и легенду о строительстве Первого Храма. Три значка на УЗС, о которых идёт речь, самой картине как бы не принадлежат — то есть не входят в основную композицию, а являются как бы дорисовкой. Можно предположить и собственно я склонен именно к этому предположению, что речь тут может идти об определении и обозначении «избранных народов». На оригинальной картине УЗС просматриваются пять крестов в форме, которая называется Иерусалимский крест. Само понимание такого неоднозначного термина, как избрание себе народа можно понимать, с точки зрения «бога», как «гадание на суженого». На картине изображена женщина. Возможно ей требуется защита и поддержка со стороны мужчины и поэтому она хочет выйти замуж. Что же говорят ей карты о возможных кандидатах в мужья?

Пятёрка Крестей и Четвёрка Пик.

В карточных гаданиях 5-ка крестей означает «Искателя истины». Человека, отмеченного пятёркой крестей, описывают так:

Переменчивость и беспокойный ум. Самая беспокойная карта колоды. Большое любопытство, которое постоянно побуждает их к переменам. Пятерки Треф обычно не совсем подходят для брачной жизни. Безрассудно смелы и любят заниматься различными исследованиями и поисками. Страх перед обязательствами у Трефовой Пятерки может быть настолько силен, что они станут притягивать к себе самые необычные ситуации и никогда не смогут наладить спокойные и серьезные отношения с партнером.»

Собственно как раз евреям такое определение, по-моему, подходит больше всего. Они всегда самый беспокойный народ, всегда что-то ищут. Слово Израиль, которым называют и весь народ евреев, означает «борющийся с богом» (Быт. 32:28, Ос 12:4) Многие разделы Ветхого завета посвящены разборкам между еврейским богом и его народом. Сами евреи вряд ли откажутся от статуса «искателей истины». И если бы нужно было бы во всей колоде найти карту, которая в соответствии с правилами гадания лучше всего бы описала народ евреев, то это будет именно пятёрка крестей.

Если же посмотреть практически на все иконы в любой иконной лавке, то три символа, которые нарисованы на иконах богородицы, представляют собой четыре пики. Четвёрка пик представляет собой совершенно другой и в чём-то диаметрально противоположный психотип. Инструкции по гаданию на картах так описывают эту карту:

Четверка Пик — это карта работы, одна из самых «прочных», «устойчивых» карт колоды. Люди с этой с картой вызывают ассоциацию с каменной стеной. Они чрезвычайно трудолюбивы и работоспособны на них всегда можно положиться. Четверки Пик — чрезвычайно любящие и щедрые люди, и хотя они могут проявлять упрямство и жесткость, обычно партнёры не могут на них пожаловаться.

Очевидно, что русские не будут отказываться от такого определения. Русские остановили и сыграли принципиальную роль в разгроме монголо-татар, они обрушили империю Наполеона, империю Гитлера и неизвестно ещё, кто будет следующим. Последний символ, который можно найти на УЗС и который представляет наиболее часто встречающуюся геометрическую фигуру — это вертикально поставленный ромб. Узор на мафории женщины — и над головой и на рукавах составлен из маленьких ромбиков. Сразу нужно привести пример «амулета богини Макошь», который традиционно состоит из точно таких ромбиков. Практически все старинные мозаики и узоры в стиле Макошь состоят из ромбиков, поэтому ромб можно в некотором роде считать символом богини Макошь. Ромб является символом древнейшей про-богини Матери-Земли. Ромб означает женственность, материнство, материнскую любовь, земное начало, женскую порождающую силу. Ромб также является символом вечного возвращения, он встречается на женских изображениях Каменного века, в гробницах Египта, керамике Малой Азии VII-VI тысячелетия до нашей эры, в орнаментах Ирана V-IV тысячелетия до нашей эры. В славянской традиции ромб — это один из самых любимых знаков.

Общий итог по символике УЗС.

Теперь, исходя из всего анализа картины УЗС, попытаемся коротко описать, какую именно информацию о принципах построения нашего мира можно прочитать на картине УЗС, если расшифровать всю присутствующую там символику. Ближе всего, идеология УЗС близка к обыкновенному буддизму, но с некоторыми принципиальными изменениями. Страдание является ключевым принципом построения мира и путь к тому, чтобы избегнуть страдания только один — это полный выход из круга сансары или круга перерождений. Выход возможен, только после того, как отдельная душа выучит свой урок. Построение храма своего «Я» или своей души происходит посредством единства и борьбы противоположностей — материального и духовного. Развитие духовного возможно только в материальном мире и определяет насколько развитым будет материальный мир. Состояние между жизнями аналогично некой тюрьме, в которой находится душа, не имея возможности себя проявить. Наказание по вердикту Страшного Суда может быть осуществлено только в новой реальной жизни, когда судьба человека в какой-то степени будет определяться результатом его прошлых жизней. Для окончательного выхода из круга перерождений требуется прожить очень большое количество жизней и результатом будет возникновение новой Вселенной, в которую превратится, в конце концов, каждый человек, достигший просветления. И этот качественный переход человека в нового бога и является целью, с которой живут люди.

Кто же автор УЗС?

В заключение, я хочу высказать свои предположения по поводу того, кто именно мог создать прототип для УЗС. Когда я принимал обряд крещения, в 1995 году такой иконы ещё не было. Увидел я её в первый раз в 2001 году. Значит, это случилось именно тогда, когда я был в США. Без сомнения её мог создать только исключительный, выдающийся художник-портретист. При этом этот художник должен был приближённым к правящей элите России — иначе такое дело, как создание совершенно нового православного образа никогда бы не могло получить ход. Такой элитой мог быть мэр Москвы Лужков или его жена Елена Батурина (или Бачурина?). Сразу видно, что образ был создан под влиянием очень сильного, в чём-то даже можно сказать религиозного чувства… но похоже, что автор не вполне понимал традиционную православную иконографию, поскольку позволил себе довольно много новодела — взять бы хотя бы очень необычное положение рук.

Бусы с изумрудами художника Шилова

Судя по той картинке, которая есть у меня и которая возможно, и представляет оригинал — она написана пастелью по бумаге — там видны складки и измятости. Художник должен обладать очень хорошей техникой пастели. Драгоценности — бусы, накладки на манжетах были дописаны позже маслом или ещё как, причём можно обозначить некоторые характерные особенности этих драгоценностей. Возможно, у художника в семье случилась какая-то серьёзная драма, потеря близкого человека, например дочери которой он и хотел посвятить картину, превратившуюся в икону. В общем, всем пути ведут к «Шилову, которого в мешке не утаишь». Я хочу подчеркнуть, что художник Шилов, ни при каких обстоятельствах не имеет отношения к моей трактовке символики УЗС, поскольку психологический портрет этого человека совершенно это исключает.

И не о языческой ли богине Макошь поёт Надежда Кадышева в песне «Белым снегом»:

Белым снегом, белым снегом
Ночь метельная ту стёжку замела
По которой, по которой
Я с тобой любимый рядышком прошла…[12]
Примечания

  1. «Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Вид романа трудно однозначно определить, поскольку произведение многослойно и содержит в себе множество элементов таких жанров, как сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, роман-миф. На его сюжет сделано множество театральных постановок и несколько фильмов (в Югославии, Польше, Швеции, России). Роман (булгаковеды его называют ещё мениппеей и свободной мениппеей) «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте.
  2. Ниниан Смарт (6 мая 1927 — 9 января 2001) шотладский писатель. Пионер в области «сравнительной религии», как предмета изучения. Автор множетсва книг по истории религий и философий
  3. Мокошь (Макошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами.
  4. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей
  5. Мойры (др.-греч. мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении) — в древнегреческой мифологии богини судьбы. У древних римлян Мойрам соответствовали Парки. Мойра, обыкновенно в единственном числе, упоминается уже в гомеровских поэмах «Илиаде» и «Одиссее», как безличная необходимость, неподвластная даже богам. Первоначально считалось, что своя Мойра есть у каждого человека. С развитием олимпийской религии число Мойр свелось к одной-двум-трём, наиболее распространённо — три сестры
  6. Туника (лат. ‘tunica) — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Туника, изготовленная без талии, получила распространение в Древнем Риме. У мужчин обычно носилась под тогой, женщины на тунику с рукавами надевали безрукавную тунику.
  7. Мафорий (греч.) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) одна из важнейших реликвий, связанных с её памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным.
  8. Бачурино — деревня в Новомосковском административном округе Москвы (до 1 июля 2012 года была в составе Ленинского района Московской области). Входит в состав поселения Сосенское. Название деревни, предположительно, произошло от некалендарного личного имени Бачура.
  9. Елена Николаевна Батурина (р. 8 марта 1963, Москва) — российская предпринимательница. Супруга бывшего мэра Москвы Ю. М. Лужкова. В 2010 году журналом Forbes Батурина была признана третьей богатейшей женщиной мира с состоянием $ 2,9 млрд. Российский журнал «Финанс» оценивал состояние Батуриной на конец 2009 года в $2,2 млрд
  10. Намасте (санскр. namaste IAST) — индийское и непальское приветствие и прощание, произошло от слов намах — поклон, те — тебе. Намасте как жест представляет собой соединение двух ладоней перед собой. В широком смысле означает: Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе — то есть божественной сущности мироздания, частичкой которого является человек, признание единства и вечной духовности всего сущего, согласно имеющимся традициям.
  11. В.С. Высоцкий «О фатальных датах и цифрах»
  12. Диск «Течёт ручей» от ансамбля «Золотое кольцо».«Белым снегом». Слова: Г.Варшавский Музыка: Е.Родыгин Исп.: Надежда Кадышева

© Serge Shavirin — Page created in 0,098 seconds.