Тайны повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Эзотерические мотивы Пиковой дамы. Что означает сумма карт которые были предсказаны старухой и тех что открыл Германн? Тетраморф апокалипсиса и карта Таро «Мир». Почему карта «Шут» бьёт карту «Мир»? Не хочу быть римскою Папой, а хочу быть владычицей Солнца. Кто такой Святой Германн? Германн и Родион Раскольников. Настасья Филипповна. Первоисточник эпиграфа от Шведенборга. Три карты из «пиковой дамы», постоянная тонкой структуры и холодный нуклеосинтез.

Повесть «Пиковая Дама» была написана Пушкиным во вторую Болдинскую осень, то есть в октябре 1833 года вместе с «Медным всадником», «Анджело» и «Сказкой о рыбаке и рыбке». Считается что это «светская» повесть с элементами мистики. Я показал, что тематика «Медного всадника» и «Домика в Коломне может иметь отношение к событиям в Иудее начало нашей эры, в результате которых возник букет авраамических религий, включающих в себя вавилонский талмуд, христианство и ислам. О чём же в таком случае может рассказать повесть «Пиковая Дама»?

Прежде всего, обращает внимание числовое значение суммы  карт, которые были предсказаны старухой и тем, что вышло у Германна. Тройка, семёрка и туз вместе составляют число  21. Дама, имеющая численное значение 12 даёт в сумме 22, что обыкновенно в карточных играх типа «Очко» означает «перебор». Если спроецировать всё это на карты Таро, то набор карт, который сообщила старуха, имеет порядковый номер каббалистической буквы «Шин», которая соответствует  карте Таро «Шут». Однако,  Германн ошибся и вытянул пиковую даму, что дало число 22, которое  соответствует букве «Тав» и карте Таро «Мир» или «Короны магов». Не мудрено ошибиться. Карта «Мир» имеет порядковый номер 21, что соответствует букве «Шин», а карта «Шут» имеет порядковый номер 22, что соответствует букве «Тав».

Карты Таро «Мир» и «Шут» по содержанию и значению диаметрально противоположны. На карте «Шут» изображён человек, который идёт «вдоль обрыва по над пропастью по самому по краю» и маленькая собачка пытается удержать его отпадения на дно бездны. По значению эта карта означает непредвзятое восприятие нового, риск, привычка доверять инстинкту, желание всё испытать самому, чистое чувство. Карта «Мир» означает мир полного спокойствия, завершённости, занятие своим делом, полную стабильность. То есть состояние прямо противоположное карте «Шут». Если внимательно рассмотреть карту «Мир», то можно увидеть на ней четырёх животных апокалипсиса.   Иоанн Богослов в своём Откровении описывает Тетраморфа как животного  с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла:

…перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя (Откр.  4:6-8)

Впервые это животное в библейских сказаниях появилось в книге Иезекилля где было описано так:

облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <…> Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <…> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <…> А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были глаз. (Иез. 1:5-18)

Эти животные являются символами четырёх евангелистов. Так  Матфея изображают с ангелом , Марка  со львом , Лука с тельцом,  а Иоанна  с орлом.

Считается, что эти четыре животных являются стражами четырёх углов Трона Господа. Действительно, одна из традиционных икон Исуса, показывает его в окружении именно этих четырёх животных. Однако, если посмотреть на карту Таро «Мир», животные апокалипсиса окружают некое существо, которое похоже на женщину, но в действительности представляет собой андрогина,  обладающего сразу и мужскими и женскими признаками. По этому поводу нужно вспомнить эпиграф к поэме «Домик в Коломне» — Modo vir, modo femina.  «То мужчина то женщина».

Из-за того, что Германн обдёрнулся, «Шут», который ходит пятками по лезвию ножа превратился в монстра, окружённого апокалиптическими животными. Не с ним ли разговаривает Гамлет в его известном монологе? Вокруг этого андрогина, который всё же больше похож на женщину, свивается змея, которая грызёт свой собственный хвост. Женщина, овитая змеем, как бы восседает на этих зверях. Именно так в Откровении Инанна Богослова описана «Вавилонская блудница», сидящая на звере. В поэме «Медный всадник» сидящим на звере оказывается Евгений:

На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений.

Теме перебора в творчестве Пушкина повещена сказка «О рыбаке и рыбке», написанная одновременно с «Пиковой дамой». В этой сказке Пушкин первоначально  включал ещё одну просьбу старухи, которая не вошла в окончательную печатную версию. После того, как старуха получила статус «Вольной царицы», она пожелала стать «Римскою Папой».  В государственной публичной библиотеке хранится черновой текст, включающий следующие строки:

Проходит  другая  неделя
Вздурилась оп<ять его  старуха>
Отыскать мужика  приказала.
Приводят  старика  к  царице.
Говорит  старику старуха:
Не  хочу <быть вольною царицей>
А <хочу быть римскою папой>
Старик  не осмелился  перечить.
Не  дерзнул поперек  слово  молвить.
Пошел он  к  с<инему  морю>
Видит:  бурно черное  море
Так  и  ходят сердитые  волны
Так  и  воют  воют  зловещим
Стал <он кликать рыбку золотую>

———
Добро  будет  она  Римскою  папой
———
Воротился  старик  к  старухе
Перед  ним  монастырь латинский
На  стенах  [латинские]  монахи
Поют  латынскую  обедню.

———
Перед  ним  вавилонская  башня
На  самой  верхней  на  макушке
Сидит  его  старая  старуха
На  старухе  сарочинская  шапка
На  шапке  венец  латынский
На  венце [не  разб.] (серебряная, тонкая?) спица
На  спице [Строфилус] птица
Поклонился  старик  старухе,
Закричал  он  голосом  громким:
Здравствуй  ты старая баба
Я  чай  твоя  душенька довольна
Отвечает  глупая  старуха:
Врешь ты  пустое  городишь,
Совсем  душенька  моя  не довольна
Не  хочу я быть Рим<скою  папой>
А хочу быть владычицей  морскою
Чтобы  жить мне  в  Окияне-море
Чтобы  служила  [мне]  рыбка  золотая
И  была  бы у меня  на  посылках

В черновике первоначально было написано:

Не  хочу  быть римскою  Папой,
А  хочу  быть  владычицей  солнца.

Старуха сидит на макушке Вавилонской башни, как Вавилонская блудница и желает быть «владычицей» Солнца. Подобная ситуация возникает, когда Великий Инквизитор учит своего собеседника уму разуму. Только он не хочет быть «владыкой», он и есть владыка, поскольку собеседник полностью в его власти и Инквизитор может сжечь его простым мановением руки. Однако в соответствии с моралью сказки, рано или поздно Великий Инквизитор должен вновь оказаться у разбитого корыта. Если Моцарт был принесён в жертву для того, чтобы создать образ монстра – «Иисуса Христа», то реальный Ешуа соответствует Шуту, который ходит пятками по лезвию ножа «по обрыву, по над пропастью по самому по краю».  Монстр, созданный в качестве «гениального злодейства» является аналогом карты «Мир». Реальность, взятая за основу, так же отличается от созданного монстра, как и характер карты «Шут» от характера карты «Мир». Каменный гость «Мира» побеждает живого Дон-Гуана. Но в повести «Пиковая дама» «Шут» Чекалинского  бьёт «Мир» Германна.

Ни один из литературоведов, изучавших «Пиковую даму» не отметил, что имя графа Сен-Жермена, который первоначально сообщил  графине тайну трёх карт, идентичен имени главного героя «Пиковой дамы» — Германн. Сен-Жермен означает «Святой Германн». Святой Германн был епископом в Париже в VI веке и по его имени был назван известный монастырь Сен-Жермен-де-Пре и парижский бульвар Сен-Жермен. Аналогом монастыря Сен-Жермен-де-Пре в России является Троице-Сергиева лавра, построенная вокруг могилы Святого Сергия. Германн слышит рассказ, что кто-то с его именем давно рассказал графине тайну трёх карт, которые могут позволить ему выиграть. Психологический портрет Германна «с лицом Наполеона и душой Мефистофеля, у которого на счету как минимум три преступления» напоминает Мельмота Скитальца. Мельмот также в некотором роде своеобразный «Вечный жид», за которого выдавал себя граф Сен-Жермен. Но если Германн это ещё один карикатурный автопортрет бога на самого себя, тогда целью, ради которой ему нужно выиграть, является создание всеобщего счастья посредством построения царства божия на земле. Однако, методы, которыми он при этом пользуется, заслуживают  восклицания Лизаветы Ивановны «Вы чудовище!».

В книге Достоевского «Преступление и наказание», Раскольников вначале слышит рассказ в трактире о том, что можно убить старуху, чтобы спасти весь мир. После этого рассказа, он идёт и убивает и старуху, и сестру её Лизавету. В «Пиковой даме» происходит подобное – Германн убивает старуху и обманывает Лизавету после услышанного рассказа за карточным столом. Если спроецировать это на библейские сказания, то бох вначале помогает чудом евреям, что правда не более чем «шутка». Потом он крутит роман с евреями с единственной целью выиграть с использованием «чуда старой сказки», что приводит к драматическим последствиям. Убитая старуха приходит к нему в образе воскресшего мертвеца и диктует ему чудесный путь к спасению, который, тем не менее, приводит его к гибели. Бох удаляется в изгнание, чтобы дать дорогу трёхглавому монстру.

Главный эпиграф к повести «Пиковая дама» информирует, что в «новейшей гадательной книге»  Пиковая Дама означает тайную недоброжелательность. Однако, как я не искал гадательные книги, такого толкования значения Пиковой Дамы я не нашёл. Сегодня, пиковая дама означает ссору между двумя фигурами, размолвку между ними, горе неприятности. Принимая во внимание то, значение которое дал Пиковой Даме Пушкин – размолвка и ссора между богом и евреями произошла как раз из-за «тайной недоброжелательности». Но откуда взялась эта самая тайная недоброжелательность? Посмотрим, как развиваются события в повести «Пиковая дама».

Эпиграф к первой главе Пиковой Дамы написан по мотивам известного стиха К. Рылеева и А. Бестужева на мотив, которого, по-видимому, ходило множество народных импровизаций:

Ты скажи, говори,
Как в России цари
Правят.

Ты скажи поскорей,
Как в России царей
Давят.

Как капралы Петра
Провожали с двора
Тихо.

А жена пред дворцом
Разъезжала верхом
Лихо.

Возвышение и гибель в материальном мире может зависеть от простой случайности, такой как расклад карт. Те же, кто играет на бирже, занимаются «делом» и «пишут мелом», то могут стать богачами или полностью разориться в один момент. Но если речь идёт о таком проекта как создания царства божия на земле можно ли пускаться на волны случая и играть по правилам тех, кто профессионал в игорном доме? Нужно ли полагаться на такой розыгрыш тузовой карты, как еврейский мессия и ждать что профессиональные игроки за столом нормально «примут» такой игровой выигрыш? Но способ, которым Германн смотрит на мирскую суету законов, по которым возвышаются и падают цари, правят умами религиозные мрако-бесы – это возможно именно тот взгляд, который кладёт бох на все эти земные дела. Зачем ему ввязываться в игру и «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». А вот если изобрести систему – точно знать, какие именно карты нужно называть, чтобы всегда выигрывать – это другое дело. И вот Германн слышит рассказ про Святого Германна. Аналогичная ситуация встречается в «Преступлении и наказании».

— Нет, вот что я тебе скажу. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, — с жаром прибавил студент.

    Офицер опять захохотал, а Раскольников вздрогнул. Как это было странно!

    — Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

    — Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

    — Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

    — Конечно, она недостойна жить, — заметил офицер,

Удивительно, что Раскольников услышал этот разговор именно тогда, когда серьёзно раздумывал о том, чтобы переступить через … иные препятствия, но именно этот разговор в кабаке оказался тем последним толчком, когда он решился. План Германна был в том, чтобы использовать невинную девушку Лизавету, воспитанницу у старухи, чтобы выведать тайну трёх карт.  Эпиграф ко второй главе немного перекликается с тем отношением к женщинам, которое сложилось у Евгения Онегина, когда он скучал в деревне. И любови и женщины ему совершенно надоели и циничное утверждение, что «камеристки свежее», говорит о том, что ни о каких реальных чувствах тут речи быть не может.  С другой стороны камеристка то есть служанка женщина бедная и безответная должна быть, наверное, очень благодарна за покровительство богатого человека. Однако именно злокачественное покровительство без особых чувств и создало надрывный характер Настасьи Филипповны из «Идиота». В результате такое злокачественное покровительство неизбежно должно привести к «тайной недоброжелательности» к своему благодетелю… по той же причине, по которой Настасья Филипповна ненавидела Тоцкого. Не случайно фамилия Томский очень созвучна фамилии Тоцкий. Правда, Томский в конце жениться на Полине, имя которой использовал Достоевский для главной героини «Игрока».

Германн случайно увидел личико и чёрные глаза Лизаветы, и эта минута решила его участь. Эпиграфом к третьей главе «Пиковой дамы» служит отрывок из переписки в духе третьей главы Евгения Онегина. Она пишет ему любовные письма от чистого сердца, а ему эти чувства совершенно безразличны, поскольку он мечтает только о том, чтобы получить материальное преимущество. Все эти писания пророков, то есть божественных посланников с записочками были лишь для того, чтобы используя евреев построить царство божие на земле. Когда Германн, наконец, требует у старухи назвать ему три карты, то это её убивает, она умирает просто от страха. Говорят, что первая собака Лайка, которую отпустили в космос, заведомо зная, что это билет в один конец, умерла преждевременно как раз от страха, а от чего погиб Ешуа?

Я пытался найти, какому событию могла бы соответствовать дата 7 мая выведенная в эпиграфе к четвёртой главе, но не нашёл ничего лучше, как  выступление Робеспьера  по случаю принятия Национальным Конвентом декларации согласно которой  признавалось существование «Верховного Существа» и бессмертия души. Это было компромиссом в борьбе против религии всё же признать существование некого подобия бога в очень странной революционной форме. Возможно появление самозванца в виде «воскресшего Христа» должно было возбудить в среде добропорядочных иудеев отношение  к создателю монстра как к человеку, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого. Лизавета даёт ключ Германну, чтобы он смог уйти. Это немного перекликается с помощью черкешенки в бегстве кавказского пленника.

Примечательным событием из жизни Сведенборга, о котором он много и часто рассказывал, была его встреча с Иисусом Христом.  Он писал:

В эту же ночь открылся и мой внутренний взор, так что я получил возможность видеть обитателей мира духов, небеса и ад, и, благодаря этому, множество скрытых аспектов бытия. После этого я совершенно оставил мои занятия в земных науках и посвятил себя исключительно духовным постижениям, и Господь Сам руководил моими записями об этом.

Собственно именно об этом и сообщает эпиграф к пятой главе «Пиковой дамы», источник, которого не мог установить ни один литературовед:

В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон В***. Она была вся в белом и сказала мне: «Здравствуйте, господин советник!»

Старуха открыла три карты соответствующие карте Таро «Шут», который бродит на краю пропасти.  И действительно, Германн надеялся именно на эти карты и думал, что их сыграет. Однако обдёрнулся и в результате сыграл карту «Мир» с анрогином в окружении зверей апокалипсиса в виде Вавилонской блудницы. Однако проигрыш Германна можно понимать и по-другому. Если христианство играет карту «Мир» тогда побить такую карту может только карта оригинального плана «Шут». Насколько я понял именно это и является главной целью апокалипсиса. Талантливые писатели должны в образно-ассоциативном виде объяснить все детали иудейской трагедии и провести её полный психоанализ. Затем любые люди, просто обладающие достаточно ярким образным мышлением должны расшифровать эти сообщения писателей-пророков. После этого оригинальная карта «Шут» сможет побить андрогина. Этот процесс превращения празднословного писателя в пророка, жгущего глаголом сердца людей, Пушкин описал в стихотворении «Пророк». При этом монстра, принявшего суррогатные учения должен побить их собственный конёк. Это событие нарисовано Пушкиным в стихотворении «Песнь о Вещем Олеге».

Атанде!
Как вы смели мне сказать атанде?
Ваше превосходительство, я сказал атанде-с!

Эпиграф к шестой главе «Пиковой дамы» поясняет, что закон игры выше, чем любые сословные различия. Аркадий Долгорукий в книге Достоевского «Подросток» поясняет, что «Деньги, конечно, есть деспотическое могущество, но в то же время и высочайшее равенство, и в этом вся главная их сила. Деньги сравнивают все неравенства». Но могущественнее всего объективнее законы природы, которым совершенно безразлично, что думают по этому поводу люди. После того, как разрабатывается новая прогрессивная технология, старая технология должна уйти, не смотря ни на что. Развитие цифровой записи информации сделало старые способы сохранения информации на плёнках не нужным, и вся техника стала цифровой.

Заключение к повести «Пиковая дама» показывает, что после возмущения произведённого Германном, жизнь вернулась в нормальное русло и всё пошло своим чередом. Действительно, желание Германна силой своего характера и энергии повернуть ход истории по другому, в конце концов, ни к чему не привело. Это отражает закон энтропии. Любое возмущение, которое взлетает над суетой рано или поздно растворяется в повседневности. Так, революция, которую провёл Эхнатон, осталась погребённой под песком. Римская империя оказалась поглощённой малограмотными варварами. Империя, созданная Лениным, в конце концов, вернулась на круги своя к фактически дореволюционному монархическому строю. Так как же насчёт построения царства божия на земле. Неужели от судеб защиты нет?

Всё это понятно, однако что же в действительности означают три карты – тройка, семёрка и туз. Почему именно они и никакие другие? Среди фундаментальных физических постоянных есть одна, которая обладает удивительным свойством. Постоянная Планка, помноженная на скорость света и поделённая на квадрат заряда электрона, является безразмерной константой в любой системе единиц почти точно равной числу 137, то есть тузу, тройке и семёрке. Эта комбинация фундаментальных постоянных называется «Постоянной тонкой структуры». Зря Эйнштейн говорил, что бох не играет в карты… В принципе это название историческое. Название константы было введено в 1916 году Арнольдом Зоммерфельдом при описании тонкой структуры атомных уровней. Такая структура линий возникает после воздействия на атом сильным магнитным полем. Эффект возникновения расщепления линий спектра излучения атома в сильном магнитном поле имеет прямой механический аналог – прецессию. Если подвесить велосипедное колесо за ось и раскрутить его, то колесо, находясь в вертикальном положении, начнёт медленно вращаться. Прецессия возникает как следствие воздействия на крутящееся колесо гравитационного поля земли. В соответствии с одной из гипотез существования холодного нуклеосинтеза, то есть превращения элементов с выделением ядерной энергии при комнатных температурах, трансмутация элементов происходит с помощью вовлечения эффекта ядерного магнитного резонанса, также родственного тонкой структуре атома и механической прецессии.

Должно быть, очевидно, что в разумно построенном мире, людям должна быть предоставлена неограниченная и очень дешёвая энергия для обеспечения своего существования на тысячи лет вперёд. Запасы углеводородов – нефти и газа закончатся на Земле через несколько десятков лет. Однако разработка сверх дешёвой и экологически чистой неограниченной энергии повлечёт за собой не только банкротство нефтегазовой индустрии, но и полное обесценивание золота, которое можно будет искусственно стругать в неограниченных количествах. Поскольку многие организации и даже государства строят свою политику и виды на будущее с учётом того, что золото невозможно синтезировать, то разработка процесса синтеза золота может привести к драматическим последствиям. Однако как иначе можно победить того самого «Золотого тельца», с которым сражался ещё Моисей?

© Serge Shavirin — Page created in 0,078 seconds.