Психологический портрет Ивана Калиты

Московский Кремль при Иване Калите. А.М. Васнецов.

Что за человек был Иван Калита? Почему он так напоминает царя Давида? Как история возникновения и становления Москвы повторила историю Иерусалима. Адмирал Колчак, правитель Омский…

Но под властью татар жил Иван Калита
И уж был не один, кто один против ста…

В.С. Высоцкий «Мне судьба до последней черты…».

Рассматривая историю Руси XIV века, невозможно пройти мимо очень неоднозначной фигуры Ивана Даниловича Калиты, фактически задавшего весь ритм этого столетия, и которого, с некоторой точки зрения, можно назвать основателем Московского государства, а значит и всей России. Для понимания той атмосферы, в которой прошло детство отрока Варфоломея совершенно необходимо детально рассмотреть — что за человек был Иван Калита и чем именно он отличался от других русских князей.

Если события истории или исторические личности активно используются с целью справления религиозных потребностей, то такие факты и личности, а точнее их общепринятый имидж в первую очередь подвержены искажениям объективной реальности. В предположении гипотезы о реинкарнации, один и тот же человек в разных воплощениях может обладать диаметрально противоположным имиджем и одним из наиболее замечательных личностей в этом отношении является царь Давид[1]. Рассматривая мировую историю в большом масштабе можно обнаружить человека, который в разные периоды истории выполнял одну и ту же функцию — создание нового государства почти из ничего, при поддержке сильного партнёра. Первое еврейское государство было создано царём Давидом при поддержке филистимлян[2] . Еврейское государство, которое приняло участие в событиях Нового Завета, было создано Иродом Великим[3] при поддержке Римской Империи. Московское государство и фактически Россия были созданы Иваном Калитой при поддержке Золотой Орды и лично хана Узбека. После захвата власти большевиками, единственной реальной оппозицией и Верховным правителем России при поддержке союзников и в частности англичан был адмирал Колчак. Признание тождества перечисленных людей совершенно не обязательно, но ввиду огромной схожести их функций, стратегий и общих психологических особенностей, их нужно рассматривать в едином контексте. У каждого из этих людей творческий путь создания нового государства начинался с жительства в соседнем сильном и влиятельном государстве, в результате чего он для него становился своим в доску.

Согласно Ветхому завету, царь Давид жил и работал у филистимлян. Царь филистимлян Анхус[4] пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне Негев) (1Цар. 27:6), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили местное население (амаликитян), а часть добычи отсылали филистимлянскому царю Анхусу. Очевидно, что у филистимлян Давид стал своим и, следовательно, заручившись поддержкой сильного партнёра смог создать сильное и независимое государство. При поддержке филистимлянских войск Давид захватил город Хеврон[5] , где стал царём. Опять же при поддержке филистимлянских войск, он побеждает Израиль в междоусобице, и становится царём над всем Израилем. В результате войны с иевусеями он захватывает город Иерусалим, который не принадлежал ни одному из колен Израиля, а следовательно был нейтральной территорией и основывает там свою столицу. Так возникает «город Давида» [6] .

Ирод Великий[7] был иудей по формальной религиозной принадлежности, идумей и араб по происхождению, грек по культурным наклонностям, римлянин по политическим пристрастиям. Прежде тем, как захватить Иерусалим, он работал на Римскую империю. Секст Цезарь, молодой двоюродный брат Юлия Цезаря, назначил Ирода в военный округ на сирийско-иудейской границе, вероятно включавший Гауланитиду (Голанские высоты) и прилегающую территорию. Таким образом, Ирод стал полноправным римским государственным служащим. Более того, похоже, что Секст в то же время неофициально доверил ему правление Самарией. После убийства Юлия Цезаря, Ироду было приказано вернуться в Галилею для сбора средств (дани или налогов) для Римской Империи. Ирод справился с этим поручением настолько успешно, что подтвердил своё назначение в римской Сирии (включая Самарию) и ему также доверили собирать средства, а также надзирать над крепостями и складами оружия в Иудее. После периода беспорядков в Иудее, Риму нужно было поставить туда своего человека и лучшего кандидата, чем Ирод не было. Но чтобы стать царём в своём царстве, он должен был его захватить. В качестве поощрения римляне обещали Ироду значительное увеличение территории. При поддержке римской армии, Ирод захватил Иерусалим. Римская армия состояла из 11 легионов, 6000 всадников и многолюдных отрядов сирийских наёмников, собственные силы Ирода составляли, вероятно, 30000 человек. Лидер евреев Антигон был казнён. Он символизировал народное сопротивление Риму, поэтому ни Антонию, ни Ироду никак нельзя было оставлять его в живых. Как только Ирод одержал верх, 45 членов иудейского совета, в том числе видные представители знатных фамилий были арестованы и казнены, а их собственность конфискована.

Иван Калита прожил в Золотой Орде два года и появился с карательным отрядом на Русь в составе Ахмыловской рати. В орде и для хана Узбека он был своим в доску. Контроль над великокняжеским титулом он получил благодаря разгрому Твери Федорчуковой ратью. Лидер антиордынской оппозиции Александр Тверской, в конце концов, с подачи Ивана Калиты, совершенно аналогично Антигону был казнён. Только благодаря тому, что для Орды Калита был совершенно своим, он смог создать государство, которое эту Орду, в конечном счете, и разрушило. Главной функцией, которую выполнял Иван Калита, был сбор дани со всех среднерусских княжеств. Поскольку вокруг Москвы обращалось много финансовых средств, то у Калиты были большие возможности по расширению и развитию своего государства, а также привлечения многих талантливых пассионариев со всей Средней Руси. Гениальность Калиты (историк Борисов так и называет Ивана Калиту «Гением Москвы») заключалась в том, что используя все возможные и часто не вполне адекватные с точки зрения нравственности методы, он смог объединить Русь и создать жизнеспособный зародыш нового государства, которое в конечном итоге превратилось в Россию. Таким образом, Москва, «город Калиты» возник по той же причине, что и «город Давида» и следовательно является его прямой аналогией.

В рамках авраамических религий, царь Давид имеет очень высокий статус. Ему приписывается наиболее лирическая часть Ветхого Завета, «псалмы Давида» . Это одна из самых ярких и любимых личностей еврейского народа. Евреи ожидают, что именно из «дома Давида» или по-английски «from Branch of David» к ним должен прийти «мессия». В христианстве, евангелия прослеживают родословную Иисуса, подчеркивая, что для него это условие выполняется. Нужно строго подчеркнуть, что такой имидж царя Давида был создан только через пару столетий после его деятельности, когда он стал достаточно мифологическим персонажем, чтобы из него уже можно вылепить удачную сказку, удобную для справления религиозной нужды.

Если внимательно посмотреть на жизнь и деятельность Ирода Великого, то большой разницы с деятельностью царя Давида не находится. Он также завоёвывал евреев, и к нему тоже было неоднозначное отношение, которое в частности вылилось в необходимости для Давида создавать столицу в произвольном нееврейском городе Иерусалиме. Ирод Великий создал самое сильное и крепкое еврейское государство за всю историю евреев, которое пользовалось большим авторитетом в мире. Правда, поскольку он не был евреем и относился достаточно прохладно к еврейской религии и еврейским традициям, то его деятельность нашла свою достойную оценку только в греко-римском мире. Это они дали ему прозвище «Великий». Сегодня ни христиане ни евреи не могут понять, по какой причине, с их точки зрения такая одиозная личность, вдруг ни с того ни с сего стала Великой. Среди евреев, Ирод получил статус «врага народа». Поскольку Новый завет создавался под большим влиянием негативного отношения евреев к Ироду, в евангелиях возникли россказни о якобы убиенных младенцах, среди которых Ирод хотел найти мессию. В своей книге «Двуликий правитель Иудеи», Майкл Грант ясно доказывает абсурдность этих сказок. С большей вероятностью к моменту рождения Исуса, Ирод уже умер, но даже если это не так в последние годы жизни он сильно болел и был озабочен только проблемами со своими детьми. К тому же если он и предполагал существование мессии, то таким мессией он мог считать только себя, в чём всю свою жизнь безуспешно пытался убедить евреев. Создателям евангелий, нужно было найти образ врага для своих рассказов чтобы как можно выше поднять статус и пропиарить своего кумира, и это вполне понятно.

Если в религиозной традиции требуется поднять национальную гордость народа величием отдельного лидера, из него делают супергероя. Для создания образа абсолютного зла, тот же самый человек превращается в нелюдя. К Ивану Калите в России отношение достаточно нейтральное. Он мог бы стать самым великим в русской истории человеком, поскольку фактически основал Российское государство, но методы, которыми он пользовался не находили нравственной поддержки в народе. Поэтому он стал просто Калита… один из. Всю ответственность за создание Москвы пытаются переложить на кого угодно, но только не на него. Данилов монастырь[8] создан в честь отца Ивана Даниловича, который да, действительно, получил первым Москву как своё наследство, но нужно объективно признать, что к возвышению Москвы и созданию Московского государства он не имел никакого отношения.

Все эти люди были достаточно светского склада ума. Они понимали важность религии, как серьёзного национального фактора, а также механизма для укрепления государства, тем не менее, такие морально-нравственные понятия, как «вера» или чувственное отношение к высшим, неземным силам для них, скорее всего, играли очень маленькую роль. Чем меньше у человека угрызений совести, тем проще ему пойти по трупам, если этого требует основная цель… например создания нового государства. Совесть не мешает использовать все возможные методы — финансовые, военные, дипломатические для достижения поставленных задач. В Ветхом завете о нас дошло пространное упоминание о том… и, кстати, это при наличии таких высокохудожественных и в высшей степени лиричных псалмов… что Давид в войнах пролил «слишком много крови» и потому построить Первый Храм, ему было не дано. Скорее всего, проводя свои кардинальные религиозные реформы для укрепления Израильской государственности, он не сильно заботился о том, чтобы строить Храм. Тем менее, как утверждает Ветхий Завет… он подготовил строительные материалы и собрал средства, которые передал своему сыну Соломону… который и выполнил эту задачу.

Строительство Третьего Храма, который так и не был принят евреями как «Третий» и получил название «Храма Ирода»[9] , для Ирода Великого было одной из важнейших задач. Разве можно представить себе события Нового Завета без этого архитектурного артефакта? Именно у западного кусочка[10] сохранившейся стены храма Ирода, в наши дни, евреи плачут и оставляют свои записки. Даже не смотря на то, что Ирод построил для евреев храм, за что намеревался получить их вечную благодарность, они так и не стали его уважать и даже не пускали в этот храм слишком глубоко, поскольку Ирод не был евреем. Среди евреев он не был своим, ни смотря, ни на что — даже на строительство Третьего Храма… И причина в том, что его собственная идеологическая установка была ближе к греко-византийскому миру, чем к двинутым на абстрактно-иудаистских понятиях евреям. Ситуация тем больше усугублялась тем, что Ироду Великому было необходимо управлять евреями и они постоянно должны были чувствовать себя в зависимости от чужеродного элемента. Если народ думает только о религиозных традициях и весь мир ограничивается изучением Торы, а Римская империя считается абсолютным злом, то создание независимого государства таким народом невозможно в принципе. Путь Ирода — это единственный путь, следуя которому, Иудея могла бы стать сильной и уважаемой страной, но поскольку путь Ирода не был поддержан никем, кроме Римской Империи, то очевидно печальный конец созданного им государства был фактически предрешён.

В российской историографии огульное охуление Ивана Калиты носит характер исторической традиции. Калита был богатым, а значит скупым. Отсюда произошла известная характеристика Ивана I, как «князя-скопидома». К созданному Карамзиным портрету льстеца и хитреца, Ключевский добавил ещё и посредственность. В учебнике истории Иловайского моральные качества Ивана Калиты вызывают отвращение. «Необыкновенно расчетливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возвышению Москвы за счет ее соседей». Московский князь «часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками, и таким образом самих татар сделал орудием для усиления Москвы». Ко всем прежним порокам Калиты Иловайский прибавляет новый — жульничество. «Присвоив себе право собирать дань с удельных князей и доставлять ее в Орду, Калита искусно пользовался этим правом, чтобы увеличить свою собственную казну». Прозвище князя Ивана, Иловайский решительно переводит как «мешок с деньгами». Реальный портрет Ивана Калиты, тем не менее, значительно сложнее, ярче и неоднозначнее. Нужно признать, что в лице Ивана Калиты мы имеем реального основателя России, без Ивана Калиты никакой Москвы никогда бы не было. Основать новую страну из того состояния в котором находились среднерусские княжества в XIV веке, мог только действительно нетривиальный человек.

Иван Калита был не слишком религиозным человеком и прекрасно уживался с монголо-татарами, конкретные детали идеологических разногласий ему важны не были. Вместе с этим, он прекрасно понимал, что для управления народом и его объединения необходимы святыни и другие объекты религиозного культа. Потому его стратегическими решениями было перемещение митрополита Петра, который пользовался широкой популярностью в народе, в Москву, а после его смерти — создание из него «великого русского святого». Калита также построил множество церквей и первый вариант главного собора Кремля, а, следовательно, и всей будущей России. Объединение всей Руси на финансовой основе — централизованосго сбора дани в чём-то родственно объединению на религиозной основе, поскольку в обоих случаях междуусобицы отдельных русских княжеских родов значения не имеют. Первый вариант Успенского собора[11] был построен именно Иваном Калитой, хотя только Ивану III было суждено создать тот самый Успенский собор, который считается сегодня «Первым Храмом Московского Кремля». Русские по своему характеру сильно отличаются от евреев и, не смотря на то, что с нравственно-психологической точки зрения политика Ивана Калиты им не нравилась, но общая стратегия на укрепление своего государства всеми способами русскими была горячо поддержана и развита. Поэтому, дело Калиты не пропало, а вылилось в конечном итоге в Российскую Империю и Российскую Федерацию.

В личном плане этот человек имел целый комплекс неоднозначностей. Среди подробностей личной жизни царя Давида, Ветхий Завет рассказывает о его многочисленных внебрачных связях. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых воинов, Давид приказал привести её в царский дом и спал с нею (2Цар. 11:4). Ирод Великий развёлся с первой женой Дорис, казнил вторую — Мариамну, потом женился на самаритянке Малфаке и проч. Тем не менее, также известно, что казнь Мариамны сопровождалась для Ирода мучительными угрызениями совести и привела к неизлечимой болезни. Хорошо известно, что у Колчака долгое время была любовница Анна Васильевна Тимирёва[11] … У Ивана Калиты на семейном плане вроде бы всё было спокойно, хотя возможно с его бурной деятельностью на семейную жизнь у него времени просто не оставалось…

Всех этих людей объединяет глубокое противоречие или может быть наоборот — единство просвещённого цивилизованного рационализма и необузданной кровожадной жестокости, если таковая требуется для достижения конкретных политических целей укрепления своего государства. Ирод Великий и Иван Калита очень дорожили кругом влиятельных людей, которых организовывали вокруг себя. Где бы ни появлялся этот человек, он всегда очень высоко возвышался над всеми своими современниками. Царь Давид так и остался самым значительным персонажем всей еврейской истории. От Владимира Святого до Ивана III, Иван Калита — самый значительный правитель Средней Руси. Ирод Великий единственный еврейский правитель, который был способен создать самое сильное еврейское государство за всю историю существования евреев.

Все эти люди были светскими интернационалистами. Это можно назвать «Американским путём». Царство Давида объединило под собой самые разные народы, обладающие значительными психологическими развитиями. Это были и северяне, очень похожие на светских финикийцев и южане из колена Иуды, религиозные фанатики типа русских старообрядцев. В иудейском царстве были и те, кто стал впоследствии ессеями — халдейские колдуны… Царство Ирода не было иудейским. Оно включало в себя не только чистых иудеев, но и неортодоксальных, таких как самаритяне, новообращённых, как галилеяне и идумеи, и много других народов — греков, сирийцев, арабов, — которые не являлись иудеями ни в каком смысле этого слова. Иван Калита привлекал для строительства Москвы и Московского государства талантливых людей вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности, хотя формальное принятие православного крещения обыкновенно требовалось, аналогично обряду принятия американского гражданства в США. На Калиту работали и славяне, и монголо-татары, и литовцы и все, кто мог доказать свою полезность в реальном деле.

o358a
Адмирал Колчак

Царь Давид, Ирод Великий и Иван Калита, так или иначе, являются не очень прозрачными для истории людьми. Информация о них противоречива и неоднозначна. У нас нет реального совершенно достоверного портрета этих людей. Что касается адмирала Колчака, то в его случае мы имеем вполне реальную и открытую личность, о которой написано огромное количество литературы и исследований. Существует большое количество исторических документов, фотографий, рассказов очевидцев. Если это Он, то на примере Колчака мы можем совершенно объективно посмотреть, а что такой необычный персонаж истории представлял собой в самой реальной действительности. Удивительный, противоречивый человек, адмирал Колчак, получивший такую неоднозначную оценку от своего народа, закончил свою жизнь достаточно печально. Он был не просто военным моряком, он был ещё и полярным исследователем, то есть учёным льда и холода. «Учёный-военный моряк» — такие люди иногда и сегодня встречаются, хотя всё же достаточно редки. Они могут быть гениальными руководителями, управляя научным коллективом со строгостью регулярной армии в то же время давая полную волю творчеству и изобретательности, привлекая к себе на службу таланты со всего земного шара. После того, как адмирал Колчак был расстрелян в Иркутске по постановлению военно-революционного комитета большевиков, его тело было сброшено в прорубь. Даже смерть он встретил рядом со льдами. Участники расстрела отмечали, что адмирал принял смерть с солдатским мужеством, сохранив достоинство и перед лицом смерти.

Примечания

  1. Давид (ивр. возлюбленный) согласно Ветхому завету — второй царь Израиля, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 — 836 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия (ивр. Машиах)
  2. Филистимляне (ивр. пришельцы — вторгающиеся) — древний народ, населявший приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы), начиная с XII века до н. э. Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт. 10:14), а также в ассирийских и египетских источниках. На Ближнем Востоке только филистимляне (пеласги) и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало Железного Века.
  3. Ирод I Великий (ивр. hордос; лат. Herodus, Херодус; в русском языке — Ирод от традиционной среднегреческой передачи) (ок. 73—74 гг. до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э.) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40 — 4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.
  4. Анхус — филистимлянский царь Гефа, сын Маоха (1Цар. 27:2). Упомянут в Библии как покровитель Давида, когда тот спасался от гнева израильского царя Саула. Анхус участвовал в походе коалиции филистимлянских царей, в ходе которого была наголову разбита израильская армия царя Саула.
  5. Хеврон — один из древнейших городов мира, находится в исторической области Иудея, почитается в иудаизме вторым по святости городом после Иерусалима. Самое известное историческое место в Хевроне — это Пещера Патриархов, которая является святыней для иудеев, христиан и мусульман.
  6. Город Давида (ивр. — Ир Давид) — старейший населённый район Иерусалима на месте древнего города периода иевусеев (называвших его Йевус), а также периода Первого и Второго Иерусалимских храмов. Уже в Бронзовом веке был обнесённым стенами городом; согласно традиции, является тем местом, на котором царь Давид построил свой дворец и основал столицу.
  7. см. Майкл Грант «Двуликий правитель Иудеи»
  8. Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) в Москве — мужской монастырь Русской Православной Церкви, на правом берегу Москвы-реки (Даниловский вал, 22). Основан в конце XIII в. московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном князя Александра Невского. Возрождён в 1983 году как ставропигиальный и с этого времени становится духовно-административным центром Русской православной церкви: на его территории расположено здание ОВЦС, а также резиденция патриарха, где проводятся заседания Священного Синода.
  9. В 22 году до н. э. Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о полной перестройке самого Храма. Ко времени, когда, согласно Евангелиям, в Храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62—64 гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году
  10. Западная Стена, Стена Плача или А-Котель (ивр. hа-Котель hа-Маарави, Ашкеназское произношение: Косель) — часть (длиной 485 м) древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы.
  11. Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года). Окончательный вариант сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
  12. Анна Васильевна Тимирёва (урождённая Сафонова, во втором замужестве Книпер; 1893—1975) — русская художница и поэтесса, дочь выдающегося музыканта В. И. Сафонова; с 1911 года замужем за морским офицером, затем контр-адмиралом С. Н. Тимирёвым, с которым развелась в конце 1918 года; до января 1920 года фактически была женой адмирала А. В. Колчака. После его ареста в январе 1920 года добровольно последовала за ним

© Serge Shavirin — Page created in 0,078 seconds.