Лучик света от богини судьбы

Результат был ошеломляющим. Мой анализ субъективен и не претендует на истину в конечной инстанции. Изучение всей символики, которую можно найти на этой картине может составлять предмет некой эзотерической игры — «Кто больше найдёт тайных знаков» на этом артефакте. Также можно было бы создать конкурс на самую смелую интерпретацию этих «тайных знаков» и их связь с «тайным знанием строения Вселенной». О том, кто и при каких обстоятельствах, возможно, нарисовал эту картину, я расскажу ниже, но можно со всей очевидностью заявить, что этот человек, кто бы он ни был — никогда не думал, что его творчество может быть столь информативно и к этой «тайной символике» он определённо не имеет никакого отношения. Но, начнём всё по порядку.

История возникновения иконы «Умягчение злых сердец».

Предание рассказывает, что первую икону, изображающую женщину, проткнутую стрелами нашли  Тошенской Иоанно-Богословской церкви в окрестностях Вологды на берегу реки Тошни. Она была наклеена на доску, по которой ходили в колокольне. После серии связанных с ней волшебных исцелений — эта икона была канонизирована и вошла в месяцеслов. Утверждается, что она была очень древней и, наверное, была написана ещё до XV века, хотя точных доказательств этого не существует. Можно предположить, что на самом деле на этой древней иконе была изображена Пятница и то, что эту икону положили под ноги в колокольне, вполне соответствует отношению, которое было в православном мире к пережиткам языческого времени.

makosh

Рыбаков и другие исследователи утверждают, что прототипом для Пятницы была языческая богиня Макошь, которая согласно Повести временных лет была единственной женской богиней, установленной Владимиром Святым на языческом капище. Интересно, что в этом смысле последовательность видоизменения богини Макошь, которая возможно очень ярко отразилась в русском народном сознании, напоминает русскую матрёшку. Каждый раз, когда мы раскручиваем очередную игрушку, то попадаем в более древний слой народных верований.

В самой глубокой древности, наверное, сразу после возникновения первых Homo Sapiens Sapiens, существовала некая пробогиня Мать-Земля, символом которой был ромб. Это понятно — ромб представляет собой женщину… с утолщением посередине. Ритуальные фигурки и изображения Матери-Земли распространены довольно широко. Следующий уровень развития этого образа были разнообразные национальные богини символизирующие судьбу, удачу, жребий, земное плодородие итд. В греческом пантеоне существовали три Мойры: Клото, прядущая линию жизни, то есть отвечающая за «рождение человека», Лахесис, определяющая судьбу жизни или длину нити и Атропос, отвечающая за смерть, перерезающая нить жизни. В скандинавских религиях примерно с аналогичными свойствами связывали Норн. Прямым аналогом греческих мойр в Древней Руси была богиня Макошь, объединяющая в себе свойства всех трёх античных богинь.

Интересно, что именно с такими понятиями, как тройное страдание: «рождение», «жизнь», смерть» связывают христианский фразеологический оборот «нести свой крест», правда в христианстве этот оборот носит отрицательный оттенок. Человек «несёт свой крест» если у него есть какая-то фатальная проблема, которую он не может избежать и которую вынужден пронести через всю жизнь.

Рыбаков замечает, что значения имени богини Макошь вытекает из индоевропейского слова Ма (мать) и слова «кошь» означающего «жребий», «удачу», «судьбу». Слово кошь дошло до нашего времени в составе слова «кошелёк» — то есть предмета, определяющего степень «удачи» и «жребий» отдельного человека. Это — не богиня произрастания, не божество плодородия как такового, а богиня итогов хозяйственного года, мать урожая в его окончательной форме. Таким образом, значение слова «Макошь» — это фактически Мать-Земля, отвечающая за то, как люди «несут свой крест», что включает — рождение, жизнь и смерть. В контексте понятия «реинкарнация», связанного, прежде всего с индийским семейством религий, это означает, что обстоятельства рождения, особенности жизни и смерти определяются «богиней судьбы» Макошь и зависят от судебного вердикта по результатам предыдущей жизни. Такой вердикт в авраамических религиях обычно называется с различными модификациями понятия «Страшный Суд».

Рыбаков пишет «Е. В. Аничков, опираясь на то, что в исповедальных вопросах «Мокyшь» приравнена к знахарке, писал о «гадательном характере» богини, что, как увидим далее, ведет поиск по правильному пути [56]. H. М. Гальковский полагал, что Макошь — нечто вроде русалки, «дух умершего, скорее обитавший в воде, чем на суше»; впрочем, он оговорился, что «после всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым. Русский книжник, уподобляя Макошь Гекате, не совершал ошибки, так как в его собственном тексте Макошь стояла рядом с душами умерших (вилами) и священной собакой».

Итак, две самые глубокие русские матрёшки — это богиня Мать-Земля и богиня Макошь. Следующая матрёшка возникла после распространения на Руси христианского мировоззрения. Такова уж сущность русского национального характера, что расставание с родными народными традициями всегда происходит очень болезненно и сопровождается или прямым или скрытым противостоянием идеологии, вводимой власть имущими. Этот эффект можно наблюдать и сегодня на примере никонианских старообрядцев. К своеобразным старообрядцам можно также сегодня отнести «ленинцев». Не только языческие старообрядцы, но и широкие слои населения не скоро смогли забыть Макошь и для предохранения родной веры была изобретена Пятница. Рыбаков пишет: «Рассматривая крестьянские верования русского Севера в целом, мы видим, что пряха-Макошь является двойником (или, может быть, тенью) другой полухристианской, полуязыческой богини того же Севера — Параскевы Пятницы. Пятница — тоже пряха, тоже следит за всеми женскими работами. Она требует неукоснительного повиновения и запрещает бабам работать в день, посвященный ей, — в пятницу. За нарушение запрета она может истыкать виновную кудельной спицей или даже превратить её в лягушку [81]. Культ Пятницы, не имеющий ничего общего с христианской легендой о св. Параскеве, представлен очень широко и рельефно».

Таким образом, по моему мнению, следующими двумя матрёшками были языческая Пятница и далее св. Параскева, иконографическое изображение которой было найдено и канонизировано, как «Семистрельная Богородица». Что именно обозначали первые иконы «Семистрельной» не вполне ясно, но, кажется, в XVIII веке возникли иконы, в которых стрелы были заменены на мечи и изменилось их общее расположение. На первых иконах с одной стороны было четыре меча, а с другой три. На новых иконах по левую и правую стороны было симметрично расположено по три меча, а один снизу в перевёрнутом виде. Такая икона стала называться «Симеоново пророчество».

После этого смысловое значение женщины, проткнутой спицами-стрелами-мечами, обрело, наконец, некий конкретный смысл в рамках христианского мировоззрения. Крест Святого Петра означал те страдания, которые испытал св. Пётр по преданию попросивший, чтобы его распяли вниз головой. Содержание «Симеонова пророчества» заключалось в том в частности, что сама Богородица должна была испытать множество страданий, связанных с событиями, происходящими с её сыном — поэтому значит, она и проткнута мечами и поэтому возник «крест Антихриста». В самом общем смысле всё это можно объединить одним словом «страдание«.

Кто и как первым так расположил мечи на этой иконе совершенно непонятно, но не исключено, что этот человек что-то понимал в картах Таро, поскольку такие символы, как «шесть мечей», «семь мечей» и «туз мечей» имеют в рамках Таро вполне конкретный и обозначенный смысл. Собственно, когда я загуглил поиск по поводу того, что могут значить «семь мечей» — я тут же попал на десятки эзотерических сайтов, описывающих значение масти «мечей» в картах Таро. Но если картина УЗС содержит такую странную эзотерическую символику, то, наверное, на ней может быть что-то ещё интересное???

Мне посчастливилось отыскать на интернете изображение УЗС полу-светского вида, которое возможно было самым первым. Было видно — что выполнен он на листе бумаги, кажется пастелью, на которой добавлены, возможно, масляной краской… я не очень хорошо в этом разбираюсь… узоры на тунике и мафории женщины. У меня на полке стоит икона УЗС, где ясно видно, что некоторая часть узора мафория осыпалась. На свежей иконе, которую я купил несколько дней назад весь узор — в том же самом виде выполнен золотым тиснением. Этот рисунок пастелью на бумаге можно назвать следующей матрёшкой этого ряда и самой последней, внешней матрёшкой будет та икона УЗС которую сегодня можно купить почти в любой православной иконной лавке. Итак, подведя итог, я выпишу список всех матрёшек данного ряда, которых мне удалось идентифицировать.

  • Богиня Мать-Земля
  • Богиня Макошь
  • Полу-языческая Пятница
  • Христианская св. Параскева Пятница
  • Богородица «Семистрельная» с ассиметричным расположением стрел
  • Богородица «Семионово пророчество» с расположением мечей 6+1
  • Богородица «Умягчение злых сердец» выполненное пастелью на листе бумаги
  • Богородица «Умягчение злых сердец» выполненное на базе предыдущего изображения, но в более традиционном для православной иконы духе.

В добавление нужно особо подчеркнуть, что икона «Умягчение злых сердец N8» это особо почитаемая в православии икона, включённая в месяцеслов. В 1999 году в Москве зафиксировано чудо мироточения этой иконы, в связи, с чем было построено несколько церквей в её честь. Кажется одна под Москвой в селе Бачурино Ленинского района, а вторая в США. Мироточащая чудотворная икона достаточно путешествовала — она посетила не только много российских городов, но также Италию и США. При этом множество православных сайтов на интернете рассказывают и детали её мироточения и конкретные примеры исцелений. Говорят также, что она помогает женщинам забеременеть.

Символика иконы «Умягчение злых сердец»

У картины УЗС существует два композиционных центра. Первый, который сразу бросается в глаза — это особым образом сложенные руки. Второй — это ожерелье женщины. Про ожерелье я поговорю позже. Кто знаком с традиционной иконографией может сказать, что икон с таким расположением рук вообще-то не существует. Обыкновенно руки Богородицы сложены одна на другую, что может символизировать «покаяние» и «смирение». На УЗС руки сложены в виде, который на первый взгляд напоминает «Намасте» — индийское или непальское приветствие. (Вики) «Божественное во мне приветствует и соединяется с божественным в тебе», что говорит о единстве всего сущего и, что человек является частичкой этой божественной сущности. Использование индийской символики сразу настраивает на индийский религиозный стиль с его реинкарнациями и кругом сансары…

© Serge Shavirin — Page created in 0,073 seconds.