Как можно описать «душу» на языке CSS. Главная тема фильма Тарковского «Сталкер». Интерпретация притчи о горчичном зерне. Душа на Умягчении злых сердец и триптихе Левинана «Страшный суд».
…откуда мне знать, как назвать то… чего я хочу? И откуда мне знать, что на самом-то деле я не хочу того, чего я хочу? Или, скажем, что я действительно не хочу того, чего я не хочу? Это все какие-то неуловимые вещи: стоит их назвать, и их смысл исчезает, тает, растворяется… как медуза на солнце. Видели когда-нибудь? Сознание моё хочет победы вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса. А чего же хочу я?
Монолог Писателя из фильма Тарковского «Сталкер».
Главная идея фильма Тарковского «Сталкер».
Говорят, что Андрей Тарковский, прежде чем начать работу над фильмом «Сталкер», изучал 500-страничную диссертацию Г.С. Померанцева (1968) «Некоторые течения религиозного нигилизма». В ней, в частности, рассматривалось направление «Дзен». Защита данной диссертации не состоялась по формальной причине, фактической причиной стал «приказ сверху» из-за подписи Померанца в защиту участников демонстрации 25 августа 1968 года. Так или иначе, но основная идея, которая лежит в основе фильма Сталкер наверное осталась недопонятой и вполне естественно, что большинство посмотревших этот фильм остались в недоумении — а что же в действительности имел в в виду Андрей Тарковский. Помню, когда этот фильм впервые появился в кинотеатрах, но народа в зале было обычно очень немного, некоторые уходили с фильма, не досмотрев до конца, а некоторые даже со скандалом сдавали билеты в кассу. Но на меня этот фильм произвёл очень большое впечатление и я помню, что после того, как я посмотрел его в первый раз, несколько часов после этого я бродил по Москве размышляя над его смыслом… Тогда я учился кажется в 10-м классе.
Действительно как ответить на вопрос — «Думаю ли я то, что я думаю?» Как отделить «истинное» от «ложного и мимолётного»? Как изучить человека, не таким, каким он представляется и каков его внешний имидж, а что же он есть «на самом деле». У Владимира Высоцкого в цикле песен из кинофильма «Вертикаль» проводится идея, что для того, чтобы человек проявил свою «реальную сущность» его нужно поместить в некоторые уникальные, нетривиальные и неоднозначные условия. Так, в «песне о друге» он предлагает «тянуть парня в горы» и чтобы он был там «с тобой в одной связке». В критической ситуации как раз и проявятся те истинные качества, которые определяют что же в действительности представляет собой человек.
Рассматривая проблему глубже, можно предположить, что у каждого человека есть некая внутренняя природа или структура, которая есть «его реальность» и что именно эта реальность при допущении гипотезы о реинкарнации передаётся от одной жизни к другой. Циклическое развитие с положительной обратной связью возможно только если между жизнями можно что-то передавать — то, что часто называют «Душой», хотя этому слову не даётся ясного и чистого определения. Исходя из этой концепции душу как раз и можно определить, как ТО, что в действительности не умирает вместе с телом, я передаётся от одной жизни к другой и является именно тем, что определяет объективную реальность субъективного объекта…
Корпускулярно — волновой дуализм понятий.
В мире понятий и концепций и материальном мире и в идеологии существует также как и в мире элементарных частиц своеобразный корпускулярно-волновой дуализм. Законы физического мира геометрически точны, но высказав строгий физический закон можно найти бесконечное число самых разных проявлений этого закона в реальном мире. В мире идеальном, духовном всё с точностью до наоборот. «Писатель» в фильме Тарковского Сталкер говорит, что стоит назвать что-то, то смысл его немедленно убегает, растворяется как медуза на солнце. В стихотворении Федора Ивановичем Тютчева «Silentium!» («Силенциум!» «Молчи!», 183]) есть известные строки «Мысль изреченная есть ложь»:
…Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь,
Взрывая, возмутишь ключи,
— Питайся ими— и молчи…
Очевидно, что речь здесь идёт о идеальных понятиях — в объективной науке всё строго и определённо. Абсолютная строгость идеологического понятия может требовать полной неопределённости и многозначности в описании этого понятия. Абстрактные аналогии или даже притчи — это наиболее адекватный способ точного описания идеологических понятий. В этом и отличие объективного нравственного закона от уголовного кодекса. Уголовный кодекс строго прописывает «чего нельзя» по пунктам. Нравственный закон абсолютно не определён и может быть описан только с помощью совершенно отвлечённых понятий. Интересно, что в некоторых случаях «корпускулярное» и «волновое» представления одного и того же текста могут иметь диаметрально противоположную трактовку и в этом случае очень характерным является творчество Достоевского. Даже еврейская энциклопедия прямо говорит об антисемитских убеждениях писателя — о его неприязни к евреям. Но строгий аналитический анализ идеологических концепций, которые доказывает Достоевский в своих книгах говорит о совершенно противоположном. Две самые главные темы его творчества — это «строгое единобожие» в отдельной статье я покажу, что взятое как единое целое — все книги Достоевского — это детальный психоанализ того объекта (не концепции, а именно физического объекта) который традиционно зазывается «иудо-христианским богом» в авраамической ветви религий. К тому же строго индивидуалистический, гамлетовский характер его героев опять же отсылает нас не к общественному русскому, а индивидуальному еврейскому типу характера.
Нужно правда для объективности упомянуть, что фраза Тютчева вообще-то принадлежит не ему, а является одним из концепций дзен буддизма «дзен, вышедший изо рта — не есть настоящий дзен». Но если совсем точно — это «слово сказанное есть ложь» впервые появляется у Лао-Цзы в «Дао дэ Цзин» и уже оттуда эта фраза перекочевала в Дзен буддизм… и была в таком виде воспроизведена Тютчевым. Дао дэ Цзин приводит эту фразу именно в концепции полной неопределённости выражения идеологического понятия, если это понятие нужно обозначить с абсолютной точностью. Наиболее удачной аналогией этой концепции является теория Фурье анализа широкополосных функций. Если частота функции строго определена — как например, в большинстве сетевых протоколов… GPRS, LTE и проч., то «характерная длина излучения» или «пространственная длина функции будет значительной. Если же наоборот, используется импульсное излучение, как в случае UWB и функция имеет очень ограниченные пространственные размеры — то она будет иметь очень широкий частотный спектр.
Чтобы очень наглядно продемонстрировать, как «истинная внутренняя природа» может отличаться от её внешнего представления можно обратиться к компьютерному языку стилей CSS. Мне очень нравится сайт csszengarden.com , ПЕРВОЕ, на что нужно обратить внимание начиная любой разговор о природе «души». Язык CSS используется для того, чтобы отобразить простой текст на HTML в виде красивого и выразительного веб сайта. Csszengarden.com приводит примеры очень многих дизайнов, которые основаны на одном и том же простеньком HTML тексте.
Так примерно выглядит оригинальный HTML текст:
А вот как этот текст можно представить с использованием различных стилей… Причём нужно подчеркнуть — что в каждом случае используется один и тот же исходный материал. Когда появляется новый человек, то его «душа» — это прямой аналог исходного HTML файла, а то во что он превратится в реальном мире, как он будет выглядеть — это результат использования CSS стиля. В случае земной жизни, таким CSS по всей видимости являются молекулы ДНК, полученные от матери и от отца.
Притча о горчичном зерне.
Обыкновенно притчу Исуса о «горчичном зерне» приводят в контексте объяснения, что такое «Небесное царство». Тем не менее, представляется вполне реальным, что в данном случае составители текстов евангелий некорректно использовали воспоминание устное или письменное от размышлений Исуса. Притча о горчичном зерне встречается практически в одном и том же виде в трёх евангелиях — Мф. 13:31-32, Мк. 4:30-32, Лк 13:18-19.
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. (Мф. 13:31-32)
Здесь совершенно явно просматривается замена понятия. Скорее всего — исходя из общей логики повествования «небесное царство» не может вырасти из семечка… речь здесь идёт о «душе», то есть частичке «небесного царства» внутри себя. Правильная интерпретация этого текста сказанная «своими словами» должна быть следующей: душа каждого человека подобна горчичному зерну — в сравнении с вышеупомянутым примером — текстом на HTML — который человек имеет внутри себя, на своём поле. И хотя это только маленькая часть от веб сайта, в результате развития — только душа способна стать большим деревом. Поскольку внешнее выражение этого маленького текста может быть очень разнообразным, но реальную информацию содержит только исходный HTML текст.
Душа на иконе «Умягчение злых сердец» и на триптихе Левитана «Страшный суд».
На УЗС «душа» символически представлена в виде сложенных «домиком» рук. Развитие души символизируется кругом сансары над головой богини Макошь, а также очень большим количеством точек от одного рукава до другого. Результатом развития «души» и его целью является рождение нового «бога» или новой Вселенной. Прямой параллелью сложенных рук богини Макошь является церковь XIV века на картине Левитана «Над вечным покоем», а также одинокая монашка на картине «Владимирка». Цель жизни, как развитие души до состояния «Просветления», при котором человек превращается в нового бога — это вполне ясный и конкретный ответ, который проясняет большинство вопросов и неясностей, связанных с устройством мироздания.