Талисман для защиты от равнодушия.

Можно ли назвать «богом» злокачественную любовь? Смысл стихотворения А.С. Пушкина «Талисман». Чем навеяна история в поэме «Кавказский пленник». Примеры злокачественной любви в медицине.

Так бедный мотылек и блещет
И бьется радужным крылом,
Плененный школьным шалуном;

А.С Пушкин «Евгений Онегин».

Спокойствие — сильней эмоций.
Молчание — громче крика.
Равнодушие — страшней войны.

Мартин Лютер

Устойчивое словосочетание «бог — это любовь» включает в себя тождество трудноопределимых понятий. Не существует двух людей, которые бы дали одинаковые определения для «любви» или «бога». Под любовью обычно понимают что-то положительное и приятное, однако существуют случаи, когда она, наоборот, представляет собой страшное оружие и главным врагом при этом оказывается ближайший друг. Как причинить зло тому, кого любишь? Но если он или она не проявляют взаимных чувств, то близкие отношения с таким человеком рано или поздно приведут к трагедии. Безразличные люди не умеют чувствовать чужой боли.

В стихотворении Пушкина «Там, где море вечно плещет…», восточная красавица дарит поэту волшебный «Талисман», который не спасает от злых болезней, и не подчиняет «поклонников пророка»: вместо этого он способен защитить от «злокачественной любви».

Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцалуют не любя —
Милый друг! от преступленья,
От сердечных новых ран,
От измены, от забвенья
Сохранит мой талисман!

Пословица, «Избави меня, Боже, от друзей, а с врагами я справлюсь сам» с конца XVIII века приписывается Вольтеру[1] , однако в его сочинениях и в мемуарах эта фраза никогда не встречалась. Существует соответсвующая итальянская поговорка имевшая хождение значительно ранее XVII века[2]. Это изречение встречается во множестве вариантов в разных литературных источниках, например у Овидия[1] и Фукидида. Не исключено, что восточная волшебница из «Талисмана» возникла под впечатлением от арабских «Нравоучительных изречениях философов». Гонеин бен Исаак (ум. 873) говорил «Я могу защитить себя от врагов моих, но не могу защитить себя от своих друзей«. Царь Антигон приказал своему жрецу приносить жертвы богу, чтобы он охранял его от друзей. На вопрос «Почему же не от врагов?» царь ответил: «От врагов я могу и сам защитить себя, а от друзей нет». В четвёртой главе «Евгения Онегина», Пушкин пишет:

Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, Боже.

Тот же смысл имеют фразы «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.» «Промолчи — попадёшь в палачи». Когда я жил в США, со мной произошла трагедия, единственной причиной которой было равнодушие ко мне и моим проблемам жены, самого близкого в то время человека. В критической ситуации, от неё требовалась активная помощь, но она решила, что ей безразлично, что со мной будет и это привело к полному краху моей американской жизни, в результате чего, моя работа и карьера к которой я стремился много лет, обвалились, а двое детей остались без отца.

Поэма «Кавказский пленник» была начата Пушкиным в Крыму, в Гурзуфе и закончена в черкасской области Украины, в Каменке, имении декабриста В.Л. Давыдова. Тема гибели молодой девушки, пострадавшей от равнодушия, в русской литературе была начата Карамзиным в рассказе «Бедная Лиза». По следам «Кавказского пленника», Баратынский написал финляндскую поэму «Эда». В пятой главе «Евгения Онегина» Пушкин заявил, что не хочет бороться с «певцом молодой финляндки», но Владимир Ленский гибнет от равнодушия всех окружающих, включая и его любимую Ольгу. У него не было волшебного «Талисмана». Таким «Талисманом» может служить весь роман Пушкина «Евгений Онегин». Островский продолжил тему в пьесе «Бесприданница», по мотивам которой Эльдар Рязанов снял фильм «Жестокий романс».

У чернооких арабских женщин психология сильно отличается а иногда просто несовместима с русской и я не уверен, насколько правдивой может быть история, описанная в поэме «Кавказский пленник». Более реалистичны отношения между Печориным и Бэлой, нарисованные Лермонтовым в «Герое нашего времени», но и в этом случае ничего хорошего от такой связи ожидать не приходится. В поэме Пушкина имеет значение только конкретный психологический портрет черкешенки безотносительно к этнической принадлежности. Пушкин назвал эту «деву гор» в восьмой главе «Евгения Онегина» «своим идеалом» и образ черкешенки перекликается с «Мёртвой царевной», погибшей от «наливного, молодого, золотого», но отравленного яблочка. У царевны, как и у «девы гор» не было волшебного «Талисмана».

В медицине злокачественная любовь ассоциируется, прежде всего, с таким страшным заболеванием, как рак. Принципиально чужеродный, злокачественный объект по какой-то непонятной причине рассматривается другом, которому организм всячески помогает. Организм относится к опухоли как к зародышу своего ребёнка, будто вместо яйцеклетки объектом зачатия становится одна из стволовых клеток в произвольном месте организма. В случае СПИД-а находчивый ретровирус HIV паразитирует на T-лимфоцитах, играющих в человеческом организме роль осведомителей для органов государственной безопасности. В этом отношении HIV похож на организованную преступность, действующую от имени ФСБ или МВД.

В четвёртой главе «Евгения Онегина», Евгений очень резко и холодно отказывает Татьяне и это перекликается со строками стихотворения Пушкина «Безверие»:

Там дева юная в печали безмятежной
Возводит к небу взор болезненный и нежный,
Одна, туманною луной озарена,
Как ангел горести является она;
Вздыхает медленно, могилу обнимает —
Всё тихо вкруг его, а, кажется, внимает.
Несчастный на нее в безмолвии глядит,
Качает головой, трепещет и бежит,

Почему он от неё бежит? Потому что не хочет давать ей ложных надежд и обещаний, способных привести к самым печальным последствиям. Иллюзия психологического спокойствия не имеет ничего общего с реальностью — это «уста, которые целуют не любя». Такие поцелуи могут привести только к трагедии. В первые века нашей эры, христианство появилось в Иудее, Египте и Риме подобно пушкинскому «Кавказскому пленнику». Принявшие его иудо-христиане образовали новую религию и фактически новую цивилизацию, однако сами при этом перестали существовать.

Но пленник хладный и немой,
С обезображенной главой,
Как труп, недвижим оставался.
Лица врагов не видит он,
Угроз и криков он не слышит;
Над ним летает смертный сон
И холодом тлетворным дышит.

Первые годы христианства известны жёсткими репрессиями Нерона. Новая идеология не имела никакого отношения ни к старому иудаизму, ни к римской государственной и религиозной инфраструктуре, но смогла привлечь на свою сторону большое количество сторонников. Союз светской власти и религии является основой стабильности цивилизации. Если религия выступает против меча кесаря, или безразлична к нему, тогда хлеба достаются кому-то другому и в случае Западной Римской империи всё наследие Рима достались варварам. Не смотря на то, что в Евангелии написано: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам[4]«, а также «Кесарю кесарево[5]«, в средние века на территории Рима не осталось ни одного памятника императорам древней эпохи. Скульптура Марка Аврелия уцелела случайно, поскольку полагали, что это памятник Константину I, официально разрешившему исповедовать христианство. Любой житель империи, принявший христианство, фактически оказывался вне империи, её интересы ему становились безразличны. Известно, что вначале христианство приобрело широкое распространение среди римских легионеров — тех, кто должен был защищать империю аналогично вирусу HIV, паразитирующему на клетках иммунитета.

Пленник у Пушкина не имеет ни малейшего желания связывать свою жизнь с черкешенкой. Он полон мыслей о своей прошлой жизни, об уничтоженных мечтах и неразделённой любви, «на родине». В ауле он раб и никогда не станет своим, а «своя» черкешенка после того, как полюбила пленника уже никогда не сможет вернуться в аул. Иудея оживила разрушенный проект, напоила его кумысом. Дева гор узнала «восторги сердца». Она забыла «мир земной» и хотела, чтобы пленник забыл свободу, родину и чтобы он в пустыне стал царём её души… Татьяна хотела того же:

Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи,
Иль сонъ тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!

Пленник объясняется с черкешенкой по Онегински:

Забудь меня: твоей любви,
Твоих восторгов я не стою.
Бесценных дней не трать со мною:
Другого юношу зови.
Его любовь тебе заменит
Моей души печальный хлад;

Пленник не оставляет черкешенке и шанса на спасение. После того, как она освобождает его из цепей и он уходит, что ей делать в родном ауле, зачем жить? В похожей ситуации, Татьяна, не смотря ни на что, вполне нашла себя и без Евгения.

Падение СССР произошло по аналогичному сценарию. Коммерческие отношения, элементы капитализма, введённые Горбачёвым для «оздоровления» экономики, привели к тому, что многие активные деятели коммунистической партии стали делать деньги по капиталистическому принципу, что фактически дискредитировало государствообразующую идеологию, на которой была основана стабильность СССР. Падение империи стало неизбежным. «Союз нерушимых республик» разрушил закон всемирного тяготения к «хлебам». После освобождения из пут частного предпринимательства, социалистическая экономика выжить уже не могла. Книга Льва Толстого «Анна Каренина» посвящена анализу того, как «злокачественная», но вполне живая и реальная любовь способна разрушить реальную, но уже мёртвую семью. Библейский эпиграф к этой книге, «Мне отмщение и аз воздам» говорит о прерогативе бога за наказание по вердикту «своего суда». Христианство по отношению к Риму и Древней Иудее похоже на Вронского по отношению к жизни Анны. Никто конкретно не рушил СССР, он погиб сам собой, по строгим законам развития общества.

Злокачественная любовь, как оружие, широко распространена не только в мировой истории и микробиологии. Развитие фирмы Microsoft началось с того, что Билл Гейтс предложил свои услуги фирме IBM по созданию операционной системы для персонального компьютера, долго потом назывшегося «IBM PC». IBM не видела большого смысла тратить много денег на такой, по их мнению, несущественный проект, как настольная игрушка, а поэтому использовала для неё свой третьестепенный бросовый процессор. Чтобы не отвлекаться на эту ерунду, для создания к ней операционной системы, IBM привлекла стороннюю фирму. Microsoft по отношению к IBM оказался «злокачественным другом». Персональные компьютеры скоро стали дешевле и получили фантастическую популярность в самых широких кругах населения. Технология простого компьютерного железа IBM PC могла быть спокойно клонирована любой сторонней компанией и единственно, что оказалось востребованным от первоначального союза IBM и Microsoft — это операционная система Windows, лицензия, на которую так и осталась за фирмой Microsoft. Билл Гейтс при этом стал самым богатым человеком на планете, а IBM оказалась не у дел.

В 1990 году, когда американцы активно развивали свои рынки сбыта в СССР, я слушал лекцию представителя фирмы IBM на выставке компьютерной техники, на ВДНХ. Он горячо рассказывал о планах IBM возвратить себе рынок персональных компьютеров и это было похоже на последний вздох умирающего. Они пытались создать свою собственную операционную систему OS/2, но догнать Била Гейтса им было уже невозможно. Благодаря стратегической ошибке в развитии, IBM полностью лишилась всего своего бизнеса, связанного с малыми компьютерами.

Примечания

  1. Almanach littèraire, № 3, reproduit le Journal de Lyon, 1785, pg. 86
  2. Giusti. Proverbi toscani. — Firenze, 1853.
  3. «Ars amandi», I, 751 — 752
  4. Послание к Римлянам 12:19
  5. Евангелие от Матфея 22:21

© Serge Shavirin — Page created in 0,076 seconds.