Абсолютная идеологическая доминанта

Четыре координаты абсолютной доминанты. Примеры абсолютного доминирования в произведениях Достоевского.

— Видишь ты искры? — спросила меня Изергиль.
— Вон те, голубые? — указывая ей на степь, сказал я.
— Голубые? Да, это они… Значит, летают все-таки! Ну-ну… Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.
— Откуда эти искры? — спросил я старуху.
Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.
— Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это… — Максим Горький «Старуха Изергиль»

Данная статья является продолжением начатого в «Четырёх координатах пространства нравственности» обсуждения этических проблем творчества Ф.М. Достоевского. Если бы «внеземной разум Соляриса» в том смысле, в котором я описал его в статье «Размышления о природе бога» в действительности бы существовал, то одной из его ключевых свойств должна была быть «абсолютная идеологическая доминанта«, ведь речь всё-таки идёт о «главном нравственном судье». Такому «судье» необходимо обладать этим свойством для того, чтобы адекватно выполнять свою задачу: быть наиболее объективным и бескомпромиссным при вынесении вердикта по каждому делу «Страшного Суда«.

Аналогично «четырём координатам пространства нравственности» абсолютную идеологическую доминанту можно разложить по тем же четырём координатам.

  • материальная субъективная ось (Наступление) — Родион Раскольников
  • материальная объективная ось (Защита) — Аркадий Долгорукий
  • идеологическая субъективная ось (Наступление) — князь Мышкин
  • идеологическая объективная ось (Защита) — Ставрогин

Рассмотрим их отдельно

Материальная субъективная составляющая.

Здесь вопрос стоит в том, что обладающий абсолютной доминантой может позволить себе «по совести» переступить через «иные препятствия». Эти препятствия не обязательно столь же глупые и бесцельные, как то, что сделал Раскольников, но во многих случаях жизнь требует разумного компромисса между степенью активного вмешательства в жизнь и последствиями этого вмешательства. Например, в рассказе Чехова «Дама с собачкой» для того, чтобы влюблённым и духовно родным людям быть вместе — требуется разрушить две крепкие семьи. Развитие новой технологии может вызвать катастрофические последствия для тех, чья бизнес схема основана на старых технологиях. Так, развитие цифрового фото и видео оказалось катастрофическим для компаний, которые основывали свой бизнес на производстве и использовании фото и киноплёнки. Абсолютная идеологическая доминанта по этой оси означает, что производящий активные действия прекрасно осознаёт, что эти действия могут вызвать неоднозначные последствия и наделяет себя полными этическими полномочиями в проведении этих активных действий.

Нужно заметить, что доминанта в этой сфере совершенно не означает, что существует желание «завоевать весь мир» или хотя бы что-то. Речь здесь идёт только о наличии идеологической установки и твёрдости убеждений, связанных с собственной правотой. То есть если начинается проект «N», то все этические и идеологические вопросы, связанные с последствиями этого проекта уже заранее решены и связано это с тем, что осуществление проекта «N» — это абсолютная и объективная необходимость, обойти которую невозможно. Можно обратить внимание на то, что Родиону Раскольникову в «Преступлении и наказании» совершенно не нужны были деньги. Он всего лишь должен был понять — «тварь он дрожащая или право имеет»? Поэтому конечной целью доминантой в этой субъективной материальной оси является разрешение себе переступить «по совести», а не результат этого действия.

Материальная объективная составляющая

Собственно почему «объективная»? Предыдущая ось связана с личными качествами. То есть она определяет степень разрешения самому себе вмешиваться в мир. И абсолютная доминанта означает нравственное разрешение «по совести» неограниченного вмешательства в мир. В этом нет ничего особенного, ведь речь здесь идёт о психоанализе «внеземного разума Соляриса«… то есть «бога». Объективная материальная доминанта говорит о неограниченных возможностях вмешательства в жизнь мира и неограниченный авторитет. Если у кого-либо есть желание выполнить какой-то план или задачу, но нет для этого возможностей, то никакого плана он никогда не выполнит. В нашем мире, где всем правят деньги, это условие обыкновенно означает неограниченное богатство. То есть денег должно быть настолько много, чтобы можно было всё. Абсолютная доминанта в данном случае означает обладание всеми деньгами мира. Действительно, трудно себе представить, что такой объект, как «бог» не имел бы возможности любых изменений в мире по собственному желанию.

Аркадий Долгорукий из книги Достоевского Подросток — как раз и мечтает о том, чтобы стать «Ротшильдом» с целью обладания возможностью неограниченного влияния и авторитета. Само влияние при этом его совсем не интересует. Ему в миру ничего не нужно. Он сам себя идентифицирует, как «схимника зорко смотрящего в мир«. И в общем здесь дело даже не в возможности вмешательства. Абсолютное богатство предполагает также наличие абсолютного авторитета. То есть деньги уравнивают все неравенства и для Долгорукова, ставшего Ротшильдом, никто и никогда на Земле не сможет обратиться с позиции силы, имея в виду своё финансовое превосходство.

Абсолютная доминанта в смысле Родиона Раскольникова — это наступательная стратегия. Абсолютная доминанта в смысле Аркадия Долгорукова — это скорее стратегия защиты. Комбинация первой и второй даёт наиболее благоприятную идеологическую позицию в материальной области.

Идеологическая субъективная составляющая.

Проще говоря, речь здесь может идти о силе души. В разное время в мире появлялись отдельные личности, которые силой своей души и убеждения могли настолько сильно изменить мир, как например, могло изменить мир зарождение Ислама. Сила души позволяет активно влиять на мир и изменять его «под себя». В материальном измерении — это аналог вопроса Раскольникова «тварь я дрожащая или право имею», поскольку за изменением идеологии общества могут последовать самые различные и неоднозначные последствия, какие например, последовали за возникновением вышеупомянутого Ислама. Абсолютная доминанта означает обладание какой идеологической силой, которая может уложить на лопатки любого живущего на Земле… И я полагаю, что Солярис несомненно должен обладать такой силой.

Примером такого человека является князь Мышкин. Его духовная сила демонстрируется, например, когда он рассказывает свои истории за столом у генеральши Епанчиной. Даже Аглая, почувствовав угрозу для себя в конце воскликнула «Вы закончили?» Но духовная сила Мышкина обозначается его инфантильностью в материальной сфере. Так, при первой встрече с Анастасией Филипповной она приняла его за обыкновенного слугу. Тем не менее, только она по силе своего духа могла быть сравнима с Мышкиным, и только в неё он мог влюбиться. Хотя возможность таких людей, как Мышкин и Анастасия Филипповна под большим вопросом.

Идеологическая объективная составляющая

Если человек, сильный духом способен к тому, чтобы изменить под собой мир по собственному желанию используя силу своего внутреннего мира, то при этом он сам не должен быть подвержен влиянию внешнего мира. Если стратегия Мышкина — наступательная, то стратегия Ставрогина — защитная. Действительно, бармен, продающий спиртное и хорошо разбирающийся в винах дегустатор сами пить не должны. Учёный, изучающий социальные и общественные явления, религии и проч. Не должен ни во что верить сам и быть абсолютно бесстрастным и объективным по отношению ко всему происходящему вокруг него. Так, если обыкновенного «последователя религии» сравнить с посетителем бара, пьющего виски с содовой, то учёный будет тем, кто изучает свойства вещества С2H5OH и его воздействие на центральную и вегетативную нервную системы.

Самыми яркими персонажами русской литературы с объективной идеологической доминантой — это Ставрогин и Клим Самгин. Сила Ставрогина безгранична и связана она с его невосприимчивостью на внешнее влияние. При этом ему самому в общем ничего не нужно, а если человеку ничего не нужно — то на него невозможно повлиять. В процессе изучения мира позиция Ставрогина оптимальна. Он никогда не пойдёт ни у кого на поводу и в то же время он может измерить чужие чувства и настроения с точностью до миллиграммов.

Теперь, если собрать все оси вместе то мы получим полную абсолютную идеологическую доминанту, обладающую максимальной наступательной и защитной энергией. И если все условия выполнены — то мы получаем полный идеологический портрет «внеземного разума Соляриса» или «бога».

© Serge Shavirin — Page created in 0,235 seconds.